Меню
15 февраля 2017 в 18:00

Владислав Тюрин: Клубы, которые мы выбираем

Владислав Тюрин: Клубы, которые мы выбираем

В очередном выпуске своей авторской колонки Владислав Тюрин размышляет о том, по какому принципу могут строиться регбийные клубы и как применить существующие методики в наших реалиях. 

Введение.

Мысли об очередной статье копились у меня достаточно долго. Но интервью южноафриканского тренера сборной Германии о прицеле на Кубок мира помогло окончательно оформить их. «За десять лет число интересующихся регби выросло в разы. Сегодня в Германии более 110 клубов от Берлина до Мюнхена. Наша цель – занять 3-ю строчку Чемпионата Европы».

Знакомая ситуация? У нас тоже рост клубов, тоже по всей стране, тоже мечтаем о Кубке мира. Подробнее сравнить регби в России и Германии сложно, хотя бы потому, что читать по-немецки я не умею. Ну а сравнить уровень игры мы сможем уже очень скоро. Пока же знаем, что Германия последний раз проиграла России 20:46, зато сыграла в ничью с Испанией и разгромила Португалию. Осенью Германия, как и все приличные регбийные сборные, провела три теста и обыграла Уругвай с Бразилией. Итак, мысли о 110 клубах. Мыслей накопилось достаточно много, но надеюсь, что чтение статьи будет интересным и полезным для всех любителей и профессионалов регби.


Часть первая. Зачем нужны клубы.


Клуб является основной структурой регбийной жизни. Поэтому развитие регби в Германии будет зависеть от того, как организована работа в этой сотне клубов. Как я уже говорил, что это за клубы, понять не просто. Скорее всего там, как и у нас, есть 4-5 крупных клуба с историей и куча маленьких. Какие-то из них существуют давно, а какие-то созданы на волне роста интереса к регби. Думаю, между результатами сборной и ростом клубов есть много связей. Базой бундестима являются игроки клуба Heidelberger – из городка с населением 150 000 человек, этакого немецкого Красноярска, остальные клубы дают по 1-2 игрока. Что будет, если каждый из клубов качественно улучшит свою работу?

Можно выделить три основных направления, в которых клубы помогают сборной. Во-первых, это болельщики. Клуб играет на порядок чаще, чем сборная команда. Это стимулирует интерес новых болельщиков – легче пригласить друзей и знакомых на матчи условного «Динамо». А когда человек узнает основы игры, проникнется духом и атмосферой, ему будет гораздо проще поддерживать сборную. Точно так же симпатии к конкретным клубам со стороны опытных болельщиков, автоматом переносятся и на сборную, особенно если там выступают любимые игроки. Ну а рост количества болельщиков – это спонсорские деньги для сборной. Да и государственные тоже. Как только в Москве начнет собираться по 20 000 человек на матчи сборной, сразу отношение к российскому регби поменяется. Несложные подсчеты говорят, что 20 мужских и 15 студенческих клубов столицы должны обеспечить около 700 болельщиков на клуб. То есть, каждый десятый студент Финансового университета должен быть «обращен» в число регбийный болельщиков. Сюда можно добавить друзей, родителей и т.д. Итак, первая связь клубов и сборной/профессиональных команд – привлечение болельщиков.


Второе направление – это подготовка новых игроков. Перед тем, как попасть в поле зрения тренера сборной, игрок проходит подготовку в детско-юношеской команде. А потом получает игровой опыт взрослого регби за клуб. Можно привести примеры Германа Давыдова, воспитанника казанского регби, или Патриса Пеки и Валерия Морозова из зеленоградской школы. В долгосрочной перспективе сборная не сможет выйти на новый уровень без широкого охвата молодежи и качественной работы в каждом из клубов. Мечтать региональному тренеру из Твери о том, что его воспитанник попадет в сборную – сложно, но можно. Вести подготовку команды и отдельных игроков так, чтобы это реально сделать, ещё сложнее. Но если у грузинских тренеров получается выращивать игроков для чемпионата Франции – значит и у нас получится.

Третье направление – это тренировочный процесс уже сформировавшихся игроков. Вопрос в том, должна ли сборная формироваться на основе одного-двух клубов, как в Аргентине, или множества, как в Англии и Франции – открытый. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Та же Шотландия недавно продемонстрировала, что мирового уровня игры можно добиться всего с двумя профессиональными клубами, более того, именно такой подход помогает вывести сборную на пик к нужному соревнованию. У англичан же есть козырь в виде огромного числа регбистов, которые могут заменить травмированных игроков. Но в любом случае, тренировочный и соревновательный процессы в клубе должен быть на уровне.

Про пользу сильных клубов для населения регионов писать можно много. Но это аксиома. Если в городе есть нормальный регбийный клуб – это хорошо. Для детей, для взрослых, для всех.


Часть вторая. Ирландский подход к регбийному клубу.


На сайте ирландской федерации есть раздел «документы». Там много интересных материалов, например, тренерские методики, но мое внимание в декабре привлек документ «Роли и обязанности клуба». Этот документ, насколько я понимаю, сформирован одним из местных любительских клубов, и выиграл приз в номинации – «лучшая клубная методическая разработка». Нормальные такие у них номинации…

В документе (на русском, на английском) на 10 страниц описаны обязанности различных членов комитета клуба  Давайте посмотрим, а как у них? И почему Ирландия – регбийная страна, которая обыгрывает Новую Зеландию.

Я приведу некоторые цитаты, которые бросились мне в глаза.

«Для того, чтобы волонтеры получали удовольствие от игры в регби важно удостовериться в том, что каждый назначен на должность, которая соответствует его способностям и характеру.»

Первое предложение. Оказывается, в клубе работают в основном волонтеры. Люди, которые денег за развитие регби не получают. А получают они удовольствие от игры и своей работы. Именно работы(job), потому что у этой работы есть стандарты. Во-вторых, люди это должны назначаться на должности в клубе в соответствии со способностями и характером.

«Должностные инструкции четко устанавливают обязанности и помогают избежать беспорядка».

Беспорядок свойственен русской ментальности на глубоком культурно-историческом уровне. В этом компоненте мы немцам проиграем в любом случае, но попробовать побороться стоит. Ну а о том, сколько беспорядка в наших клубах и федерациях, я писать не буду. Каждый может оценить для своего конкретного случая. Выход простой – четкие обязанности. Дальше идут обязанности разных людей.

«Президент клуба должен вносить вклад в общие стандарты клуба и обеспечивать необходимое понимание кодекса этики и служебного поведения».

Можно сказать, это старейшина, признанный и уважаемый. Черновой работой он занимается мало, но слово его весомо, а его поведение – пример для всех остальных. «Каков поп – таков и приход». То есть, какой президент, такой и клуб.

«Председатель должен руководить заседаниями, принимать решения, проводить мониторинг и оценку хода реализации согласованных действий – как краткосрочных, так и стратегических.»

Комитет клуба проводит заседания. Судя по всему, довольно часто. Во-вторых, комитет принимает решения. Судя по всему, решения эти не на уровне «в каком баре смотреть Шесть наций», а из серии «сколько денег в этом году выделить на детскую команду», «как нам увеличить спонсорский контракт с местной сетью закусочных», «сколько тренеров отправить на повышение квалификации» и т.д. Наконец, председатель ставит краткосрочные и долгосрочные цели и оценивает ход их достижения.

Ещё интересный пункт по поводу председателя – соответствие повестки дня заседаний политике Ирландского регбийного союза. То есть прямая работа с федерацией. Работа, я думаю, двухсторонняя.

«Секретарь ведет запись всех членов и бывших членов клуба.»

Объем работы у председателя такой, что ему помогает секретарь. Он всё записывает и контролирует. Когда в клубе более 50 человек, то легко потерять игроков. И если он перейдет в другой клуб – это полбеды. А вот если совсем уйдет из регби – это плохо для всех. Поэтому ведется учет игроков и проводятся мероприятия по их удержанию. Вообще секретарь много чего записывает. Ещё мне понравился пункт «организовывать ежегодное собрание акционеров». То есть клуб в Ирландии – это маленький семейный бизнес. Там есть люди, которые вкладываются деньгами или ресурсами и имеют акции. Получают они доход или нет – не знаю. Но удовольствие от этого получают точно. Хотел бы я приобрести несколько акций регбийного клуба «Слава», но где их купить – пока не знаю.


«Главный казначей клуба следит за достоверностью и точностью отчетности о финансовом положении клуба».

Человек со специальными навыками и характером, как отмечено выше, собирает взносы и следит за круговоротом денег в природе. Работа специфическая и крайне важная. Ситуация «казна пуста, милорд!», крайне негативно влияет на развитие клуба и регби.

«Главный тренер отвечает за поиск, обучение и управление игроками и тренерами в клубе».

Поскольку наш студент не знает специфику британского регби, должность «director of rugby» он перевел, как «главный тренер». Но я думаю, что «директор по регби» - как-то понятнее. И солиднее. Почитать о его обязанностях интересно. Это заслуживает отдельной статьи. Фактически это тот человек, который двигает регби вперед. Он разрабатывает и внедряет «философию игры», контролирует долгосрочное развитие игроков согласно стандартам ирландской федерации регби, посылает тренеров на повышение квалификации, ставит цели для команд на сезон и т.д.

Дальше немного юмора.

«Ответственный за поле предотвратит любое вторжение или несанкционированное проникновение, а если он не в состоянии предотвратить его, то сообщит о вторжении в Национальную полицию.»

Есть специальный человек, который следит за стадионом. Потому что у клуба есть своё поле. И если кто-то решит проникнуть на него без ведома клуба, он будет наказан. Интересно, были ли случаи, когда страж поля не мог справиться сам и вызывал полицию? Ещё он следит за газонокосилками, доступностью аптечки, вывозом отходов. Ну и за качеством «Гиннеса» в клубном баре.

Если вы ещё не устали – в клубе есть обязанности для тренеров и членов клуба, а также медиа-менеджер, ответственный за работу с детьми, социальный менеджер, ответственный за безопасность, координатор волонтеров.

Поэтому в ирландском регби есть такие понятия, как «сверка доходов и расходов с мероприятия» (они зарабатывают на регби, это ирландские волонтеры) и «обучение и обеспечение низкой текучести волонтеров». Ну и отдельно отмечу обязанность тренеров «Посвящение игроков в философию регби и объяснение им, какие ценности должен иметь истинный спортсмен.»

Этот десятистраничный документ со схемами, ролями и обязанностями читать очень интересно. На первый взгляд кажется, что всё очень сложно и запутанно. Но на самом деле это то, что помогает избежать беспорядка и получать удовольствие от работы в клубе.

Во введении сказано, что обязанности могут быть адаптированы и изменены под конкретную ситуацию. Но общий стандарт довольно высок.


Часть 3. Выбор российских регбистов.


Я более чем уверен, что такой организации нет ни в одном российском клубе. И у меня нехорошее чувство, что скрупулёзные немцы, повернутые на уничтожении беспорядка, поставив себе цель выйти на Кубок мира, начнут налаживать такую структуру в своих 110 клубах. Под руководством южноафриканского главного тренера. Для регби это будет очень хорошо. Представляете, какой матч может получиться из противостояния Германия-Италия или Германия-Франция. И если Германия станет играть как Грузия, то расширение Кубка Шести наций станет гораздо более актуальным.

С одной стороны, я убежден, что такой подход надо внедрять во всех наших клубах. С другой стороны, это непросто. Типичная проблема – назначили человека, а он не справляется. Или поработал, а потом сдулся. И приходится лидерам клуба всё тащить самим. Или вообще нет человека, который может нормально писать статьи и делать сюжеты о клубе.

Но каждая такая проблема решается. Во-первых, российские клубы и российское регби входят в такой период, когда можно начать думать о долгосрочных целях. Я не имею в виду смену руководства федерации, а тот факт, что система региональных соревнований сложилась и стабилизировалась. Есть чемпионат Москвы, есть Федеральная лига, есть региональные кубки с историей. И сложно вообразить, что должно произойти, чтобы в Москве чемпионат перестал проводиться. А значит, можно думать, как выступит основная команда клуба в 2019 году.

Во-вторых, есть клубы-первопроходцы. Те, которые первыми внедряют новые методы работы. Например, ступинский «Сокол» считает результативные действия игроков, а «Динамо» сформировали дублирующий состав. Соответственно, есть у кого поучиться, есть возможность оценить эффект от того или иного нововведения.


В-третьих, надо понимать, что игра стоит свеч. Что правильно назначенный казначей или качественная философия игры дадут для клуба возможность сделать большой шаг вперед. Нововведения делать сложно, проще сидеть на ягодицах ровно и снимать сливки. Но всё когда-то кончается. На моей памяти много клубов, которые распались или серьезно понизили свой уровень. Поэтому очевидно, что если ничего не предпринимать, клубы, регби и страна будут слабыми.

В этом вопросе отлично проявляется такое понятие, как «лидерство». Просто нужно некоторое количество людей (для нашего регби – порядка 200-300 человек, включая тренеров, администраторов, судей, секретарей и т.д), которые решатся быть проводниками перемен и преодолеют все трудности.

Выбор, какими будут регбийные клубы в России – за российскими регбистами. 



 
Расписание
29.03.2024
Крусейдерс - Чифс
Супер Регби
29.03.2024
Варатас - Ребелс
Супер Регби
29.03.2024
Ленстер - Буллс
Юнайтед Регби Чемпионшип
29.03.2024
Драгонс - Зебре
Юнайтед Регби Чемпионшип
29.03.2024
Ньюкасл - Лестер
Премьершип
29.03.2024
Нортгемптон - Сарацинс
Премьершип
Результаты
24.03.2024
Академиа 7 : 89 Лело-Сарацинс
Диди-10
24.03.2024
Бат 42 : 24 Сейл Шаркс
Премьершип
24.03.2024
Бордо 31 : 28 Тулуза
ТОП-14
Live
На данный момент нет live трансляций