Александр Первухин о сборной России, Кубке мира, чемпионате Европы и Лине Джонсе
Фрагмент нового шоу Юрия Платика Rugger!Live, гостем первого выпуска которого стал главный тренер «Енисея-СТМ».
Давайте немного поговорим о сборной. И первый вопрос такой: Считаете ли вы свою отставку с поста главного тренера справедливой?
Да. Еще раз повторюсь, работу тренера, какой бы он ни был хороший, определяет результат. Единственное, что немного меняет ситуацию, так это то, что уже после моего заявления об отставке, появилась все-таки возможность надежда на матч с Румынией. Никто не ожидал тогда, что румыны проиграют испанцам, в том числе и я, когда писал заявление после нашего поражения от Испании. И да, я на том Высшем совете попросил рассмотреть возможность меня на неделю-две оставить во главе сборной для того, чтобы я мог провести тот матч. Но заявление оставить в силе. (Высший совет ФРР просьбу не удовлетворил. Сборной России в матче с Румынией 3 апреля 2018 года, в качестве и.о. главного тренера руководил Марк МакДермотт. Встречу «Медведи» проиграли со счетом 15:25. Прим.ред.). Это было немного обидно, но к тому моменту колесо уже завертелось. Еще раз – тренер отвечает за результат – он его не добился. Потом он может рассказывать о куче причин – объективных, субъективных. Но все в этой жизни определяет результат.
Вас заменил Лин Джонс. Как вы оцените его работу и его результат?
С одной стороны не очень корректно обсуждать, с другой я уже не раз по ней выступал. Я считаю, что имею право говорить об этом. Я советник Игоря Юрьевича Артемьева. Остаюсь, пока (смеется). Я достаточно долго прожил в нашем регби. Давайте еще раз – на Западе, в традиционно развитых регбийных странах, система подготовки тренерских кадров построена на своих методиках, отработанной системе и структуре. Их там появляется достаточно большое количество. Хороших тренеров, как и везде – мало. Потому, что есть что-то еще помимо тех знаний, которые каждый из них получает в этих специальных академиях, на специальных курсах. Тренер, это не просто сборник знаний. Он должен еще и уметь взаимодействовать с игроками, с тренерским составом и многое другое. В понятие «тренер» входит очень многое. Хороших тренеров очень мало и они, по большому счету, все востребованы. Все востребованы! Мы хотим брать себе тренеров, или «шабашников», как я их называю? Это не обидное слово, но люди не востребованы у себя на родине, ну не берут их там, не берут. Они заявляются своему агенту, этот агент предлагает их по всему миру.
Да Россия не пользуется на Западе большим уважением как регбийная страна. Но если мы хотим получить хорошего тренера, значит мы должны переубедить одного из тех тренеров, которые имеют работу. Перекупить его, создать ему условия и так далее и так далее. Мы не должны брать по контракту человека, который не имеет работы у себя на родине или у ближайших соседей. У нас есть пример с Даймондом, пример с Кингсли, – как только у них появляется возможность вернуться, они ею пользуются. То же самое будет, уверен, и с Джонсом.
Эта позиция понятна. Но что касается его работы?
Это средний тренер. Обученный средний тренер, знающий, как ведется тренировочный процесс. Не каждый в России его так ведет. На фоне этого достаточно грамотно выбравший тактику. Я об этом не раз говорил. Он четко выбрал себе тактику по Японии. За девять месяцев великолепных условий, которым остается только позавидовать, при полном наборе игроков, при спарринг-партнерах, сборах где и когда хотели, практически отрабатывалась одна задача: «Не проиграть сборной Японии пятьдесят очков». Не знаю правильно-неправильно... На мой взгляд неправильно. Думаю с такой задачей, при таких условиях справился бы любой российский тренер. Какая была тактика? Физика, игра в защите – раз физика позволяет, и великолепный настрой игроков. А почему у игроков должен был быть плохой настрой? Они на Кубке мира, кто-то из них заканчивает карьеру, у них все финансово нормально – почему у них должен быть плохой настрой? Эти три компонента и сыграли свою роль. И в целом сборная сыграла и оставила неплохое впечатление как бойцы, как мужественные ребята, которых бьют по головам, которым отрывают шеи, а они встают. Но не более того. Не более того! Одна попытка с отскока, которую нам «подарили» японцы... Да они вообще нам подарили этот матч! Это надо понимать. Они рухнули, они сгорели. Играй они так, как следующие встречи – нас бы ничто не спасло. Но нам повезло. Соответственно повезло и Лину Джонсу, потому, что он выполнил задачу. Но это не задача для тренера, на которого потрачены серьезные деньги. Да и там же не один он. Там сегодня группа и группа серьезная – вопросов нет.
При этом я могу сказать что в моей оценке нет ничего личного. Я сразу же поздравил Джонса с победой над Румынией, написав ему такую строку: «Лучший ответ на критику, для любого тренера, это победа».
Вы заговорили о чемпионате Европы. Перед тем, как обыграть Румынию, было разгромное фиаско в матче с Испанией, было первое в истории поражение от Бельгии, и оно было не каким-то минимальным, а достаточно болезненным, и, по большому счету, спасенный чудом матч с Португалией. Португальцы должны были побеждать, и это видно было и по игре и по всему...
А вот это уже другая тема. Вдруг Лин Джонс со своей командой попадает в другую ситуацию. Нет девяти месяцев на подготовку. Нет состава. «Енисей» играет еврокубки, другие ребята выходят из отпуска... И хотя они по плану прошли все сборы... Наконец-то сборы в Южной Африке... Чего всегда не хватало перед матчем с испанцами, это спарринга в январе. Его нигде нет, кроме Южной Африки. К сожалению раньше денег туда ездить не было. Но не было целенаправленной конкретной подготовки – раз. И второе – не было задачи не проиграть. Была задача выиграть. Второе место (по итогам турнира, прим.) минимум! Вот в таких условиях, поменять тактику, сделать акцент на нападение, сохранив физические возможности и то, на чем многое держалось в сборной России – эмоциональный подъем команды, который был на Кубке мира, именно настрой игроков, супернастрой игроков – не удалось. И все кончилось.
Джонса правильно не уволили после Бельгии?
Да. Он должен закончить чемпионат. А вот что дальше. Меня принципиально смешат разговоры о том, что нам нужно восемь лет, десять лет для того, чтобы поменять регби в России... Ну для этого, тогда, раз решил все поменять, переезжай с ней в Россию. Бери семью, как сделал Хейг в Грузии, выучи русский язык и начинай шуровать по Красноярскам да Новокузнецкам, по их регбийным школам, смотреть их условия. Начинай тогда менять систему. На не так что привезти сюда валлийский опыт и сказать, что наши игроки неплохие, но они не очень. Не верю я в эту тему. Как Станиславский говорил: «Не верю!» На сегодняшний день есть просто хорошая работа, хорошо оплачиваемая, пока тебя не зовут в Англию или в Уэльс. Завтра позовут – убежит и очень быстро. Вот и все восьмилетнее или десятилетнее развитие российского регби.
Еще раз повторюсь, хотя не раз эту точку зрения высказывал. Есть два варианта. Первый: Мы приглашаем элитного тренера, который, за счет того что он хороший тренер, за счет своих помощников, которые с ним приедут, за два-три сезона решает поставленные перед ними задачи. Хотя я сомневаюсь, что такой ход даст однозначный результат. Второй вариант: Работают российские специалисты, к которым нанимается группа иностранных советников, работающих на определенных условиях. Ко второму варианту я отношусь более положительно.
Полную запись эфира смотрите здесь, слушайте здесь.
- 03 ноября
- 18:14Юрий Кушнарев: «Мы были достойны этого финала и победили!»
- 17:25Питер О’Махони присоединился к сборной Ирландии
- 15:55Духан ван дер Мерве интересен южноафриканской франшизе
- 15:12«Олл Блэкс» лишились Бодена Барретта и Коди Тейлора перед тестом против Ирландии
- 14:40Джо Марлер объявил об окончании международной карьеры