Меню
27 августа 2018 в 18:49

Проблемы австралийского регби. Часть 3

Проблемы австралийского регби. Часть 3

Третий материал посвящен финансовым аспектам хулиганской игры на Зелёном континенте.

Для тех кто пропустил: Часть 1 и Часть 2

Посмотрим на еще раз на годовой отчет регби Австралии за 2017 год. За год ARU (Australia Rugby Union) дала четырем командам Супер Регби в общей сложности 39 млн австралийских долларов. Они также потратили 25 миллионов долларов полученные из других источников, в общей сложности 64 миллиона долларов. Мы можем предположить, что выплаты игрокам национальной сборной от федерации подпадают под категорию «высокая производительность и национальные команды» и, таким образом, не включены в эту цифру. Другими словами, Супер Регби в Австралии убыточно даже с учетом исключения убыточной команды из Перта. Это первый важный аспект.

Второй заключается в том, что без телевизионной сделки 2015 года, которая увеличила доход от трансляций на 148%, деятельность ARU была бы в глубоком минусе. Текущий доход от вещательных прав составляют 57 млн австралийских долларов (37 млн евро). Но здесь нужно учитывать, что в пакет входят права на все матчи и каналы в основном платят за право транслировать матчи сборной, а не клубов Супер Регби.

Вот несколько графиков из отчета комитета, который принимал решение о сокращении австралийских команд в Супер Регби:

Как видно из графика, удержание 5 команд сделает убыточным даже в оптимистичном сценарии. В пессимистичном создаст дыру в бюджете.

Зеленые цифры на графике – среднее место австралийских команд в СР. Фиолетовые – 3 базовых команд.

А вот объяснение того, почему оставили Мельбурн, а не Перт. В прочем даже с Мельбурном в оптимистичном сценарии выход в 0 к 2020 году.

Также нужно учитывать, что за этот период права на трансляции английского чемпионата выросли на 80% (48 млн евро в год), даже после того, как еврокубки были изъяты из пакета и стали продаваться отдельно, что еще прибавляет денег к их доходам. Последняя сделка ТОП-14 дала клубам на 200% больше, чем предыдущая (97 млн евро в год).

Другими словами, взрывной рост доходов регби от трансляций – это общий тренд для всех регбийных стран первого эшелона. Но поскольку европейские сделки больше в абсолютном выражении, и зарплаты, которые они смогут предложить игрокам, будут сильно расти. Ожидать космической сделки от местных австралийских каналов не стоит, т.к. юнион отстает в финансовом аспекте от регби-лиг и австралийского футбола, но об этом подробнее в следующей части. Поэтому даже, если телевизионная сделка 2020 года будет крупнее текущей за счет включения доходов от вещателей из Японии и США (логичное и обоснованное предположение), то все равно ARU будет в отстающих по сравнению с европейцами.

Здесь можно признать, что ARU находится в очень трудном положении. Либо вкладываться в систему развития молодых и перспективных игроков и позволять топ-игрокам уезжать в Европу, либо пытаться сохранять действующих топ-игроков за счет недофинансирования низовой системы. Ресурсов на оба направления в полном объеме у федерации не хватит.

Необходимо создание устойчивых профессиональных клубов, которые бы не зависели от дотаций федерации. Здесь видится 2 пути решения.

Первый путь - приватизация. Эндрю Форрест, владелец «Вестерн Форс», после исключения команды из Перта из Супер Регби начал создавать турнир под свой клуб, который должен стартовать в следующем году и организовал серию матчей в этом году. Он может себе позволить сорить деньгами и компенсировать расходы приезжающим командам. Эти матчи бесплатно транслируются в прямом эфире. Все это выглядит смешно, но на первом матче против Фиджи пришло 19,5 тысяч, чего не было последние 5 лет выступлений в Супер Регби. Четыре или пять Эндрю Форрестов, и у австралийского регби есть финансовая стабильность.

Вариант второй: общественная собственность, которая позволит болельщикам владеть клубом. Эта модель, по которой существуют футбольный «Эйбар», американский «Грин-Бэй Пекерс» и много других клубов по всему миру.

К примеру, австралийские аудиторы оценивают всю собственность «Уоратас» в 20 млн австралийских долларов. Таким образом 50 000 регбийных болельщиков из Сиднея (низкая оценка) смогут купить команду всего лишь за 400 долларов каждый. Это могло бы объединить регбийное сообщество регби от низового любительского уровня до профессионального.

В этой организационной модели можно выделить следующие характерные моменты:

  • Клуб является некоммерческим акционерным обществом
  • Существуют ограничения на максимальную долю, которой может владеть 1 человек
  • Операционные расходы (участие в сезоне) оплачиваются операционными доходами
  • Капитальные расходы (реконструкция стадиона) осуществляются за счет дополнительной эмиссии акций
  • В случае получения не запланированной прибыли, она идет на местную благотворительность, что усиливает связь болельщиков с командой.

Подобная  схема позволяет команде из маленького города, 27.000 человек, что в 3 раза меньше вместимости стадиона Барселоны, быть в середине турнирной таблице. А также команде из 100.000 американского городка периодически выигрывать чемпионат самого дорого соревнования в мире, последний раз 8 лет назад.

Продолжение следует...

Андрей Шутов