Меню
27 сентября 2018 в 18:34

«В детстве моей игрушкой был кирпич»

«В детстве моей игрушкой был кирпич»
Фото: Сийа Колиси (с) TimesLIVE

История первого темнокожего капитана «Спрингбокс», потерявшего к 18-ти годам самых близких людей.

Звайд – маленький посёлок в Восточной провинции ЮАР, входящий в состав Ибхайи неподалёку от Порт Элизабет. Бедный район страны, о котором Википедии мало что известно. Именно здесь родился будущий шкипер «газелей».

Всё детство Сийи Колиси можно описать так: бочка дёгтя и ложка мёда. Родители Сийаматанды (полное имя регбиста) сутками работали, поэтому мальчика воспитывала бабушка. О достатке в семье Колиси вспоминает одновременно с грустью в глазах и лёгкой улыбкой на лице.

«В детстве моей игрушкой был кирпич. Конечно, я хотел машинку, но для нас было счастьем поесть раз в день, не говоря уже о чём-то большем. Поэтому я брал кирпич и катал его по земле, представляя, что это машинка. Но я не жаловался ни на что. Мне дали две самые важные вещи в жизни: любовь и поддержку».

Когда Сийе было 10 он оставил школу, чтобы ухаживать за больной бабушкой. Она умерла прямо у него на руках. Шесть лет спустя не стало матери юноши, а ещё через два года – отца. Между всеми этими трагическими событиями в жизни Колиси было регби.

«Вначале я выступал за поселковую команду «Африкан Бомберс» и уже тогда понимал, что регби – это выход для меня, так как большинство моих сверстников выбрали алкоголь и курение. Все тогда играли в одной форме. После того как первые отыграли, они отдавали свои потные регбийки следующим игрокам. Помню мне было всего двенадцать, и я сказал себе: «Однажды я куплю форму для каждой команды».

В посёлке насчитывалось 10 команд и своё обещание регбист выполнил через 15 лет, но ещё в 13 его спортивный талант заметили в школе Грэй Джуниор в Порт Элизабет.


Юный Сийа Колиси берёт автограф у Шалка Бургера

«На тот момент я ни слова не знал по-английски. Но мне дали стипендию. Тогда первый раз в жизни у меня была своя кровать и собственная пара носков. Мне повезло познакомиться с Николасом Холтоном. Он мне помогал во всём: от изучения английского и до решения любых бытовых проблем».

Холт и Колиси лучшие друзья до сих пор. Сийа назвал своего сына Николасом и именно бывший одноклассник был свидетелем регбиста на свадьбе.

«После школы я сам заметил, как круто изменилась моя жизнь. Ещё несколько лет назад я мечтал о том, чтобы до конца дня добыть еду, а после попал в «Вестерн Провинс» и даже задумывался о «Спрингбокс».

Позднее Сийа пробился в «Стормерс», а в 2013 дебютировал за сборную ЮАР в тест-матче против Шотландии.

«Я не считаю регби своей работой. Мне просто нравится то, что я делаю. Я просто хочу вдохновлять людей, особенно которые вышли из той же среды, что я. Стараюсь быть примером и стремлюсь показать людям, что они могут стать тем, кем хотят. Независимо от того, откуда вы, какая у вас была семья, путём тяжёлой работы можете добиться чего угодно. При этом не надо делить людей на расы. Многие белые прошли не менее трудный путь. Всегда есть возможность стать кем хочется, невзирая на происхождение».

Став профессиональным регбистом, Колиси не забывает о своих корнях. Он регулярно возвращается в родной посёлок, где оборудовал новые раздевалки, закупил детско-юношеским командам формы и помогает школам с материально-технической базой.

«Не обязательно, чтобы дети следовали спортивному пути. Каждый волен сам выбирать дорогу. Я просто хочу дать им то, чего не было у меня. Создать более благоприятные условия, благодаря которым они смогут выучиться и стать высококвалифицированными специалистами в выбранных профессиях».

Многие скажут, что назначение Колиси капитаном «Спрингбокс» - политическое решение. Можно придерживаться этого мнения или оспаривать его, но в одном точно не приходится сомневаться – приложи Сийа меньшее количество усилий и не прояви должного упорства, он бы в жизни не стал первым темнокожим капитаном сборной ЮАР.

Игорь Явкин