Меню
05 мая 2020 в 18:16

«Пенкоед»: Наковальня для звезд

«Пенкоед»: Наковальня для звезд
Фото: Локомотив «Пенкоеда» Скотт Гиббс и его знаменитая попытка на «Уэмбли» © Huw Evans

История о том, как маленькому валлийскому клубу удалось подготовить плеяду игроков для «Драконов» и Львов.

 

Бытует мнение, что настоящий рецепт «Кока-Колы» ведом только двум людям на планете. При этоим им нельзя встречаться друг с другом, так как есть риск, что однажды формула культового напитка может быть утеряна навсегда.

То же самое касается «Пенкоеда» и его методики, которая некоторым любителям регби может показаться бесценной. Как, черт возьми, такому маленькому клубу удается столько лет поставлять игроков не только для сборной Уэльса, но и для Британских и Ирландских Львов?

Скотт Гиббс, Гарэт Томас, Гарэт Купер и Гэвин Хенсон – все прошли через систему клуба и стали известными далеко за пределами своего графства.

«Да нет тут какого-то особого секрета», – заверил финансовый директор «Пенкоеда» Уил Джонс.

«У нас есть команды всех возрастов и сильная клубная структура. Если каждый год пропускать через нее по 250 детей, то обязательно найдется парочка самородков.

Все знают Скотта и двух Гарэтов, но мы подготовили намного больше игроков для «Драконов» – 11. И гордимся каждым из них».

На счету клуба также четыре «льва». Три из них (Томас, Купер и Хенсон) в 2005-м году были выбраны для новозеландского турне. Забавно, но маленький клуб воспитал ровно столько же сборников для этой поездки, сколько Шотландия (у которой 5,1 миллионов жителей). Последняя перепись в Пенкоиде показала, что его население составляет всего 9 тысяч 170 человек. Разве это не магия?

Торжественная встреча Скотта Гиббса (в центре) после турне Львов. Внизу можно разглядеть маленького Гэвина Хенсона. Пенкоед, 1993-й год

 

Все началось со Скотта Гиббса, который за три сезона в «молодежке» положил более сотни попыток. Именно талантливый центр на протяжении своей карьеры прокладывал дорожку в сборную для остальных земляков. Двигаться тихо и осторожно было не в стиле будущего капитана «Суонси» и «Красных Драконов».

«Я помню его первый матч», – сказал штатный секретарь клуба по делам молодежи Терри Рис.

«Уже тогда было ясно, что парнишка особенный. У Скотта был низкий центр тяжести и грубая физическая сила, которая позволяла ему преодолевать захваты. Хотя тогда ему было всего 16, я знал, что он «выстрелит». Гиббс двигался резко и хорошо владел обеими ногами. Через десять лет он продемонстрировал это на «Уэмбли» в матче против Англии.

Забавно, но Скотт хотел играть за «Пенкоед» с 15-ти с половиной лет. Однако мы не могли взять его, потому что страховка начинала действовать только с 16-ти. Пришлось подождать, хотя по данным он подходил».

Во взрослом возрасте этот валлиец заработал репутацию индивидуалиста.

«Гиббс был талантливым парнем, который плясал под свою собственную дудочку», – объяснил Уил Джонс.

«Хотя в его случае это никогда не было проблемой. Скотт вписывался в коллектив и нравился ребятам. Все были в восторге, когда он пошел на повышение.

Сейчас Гиббс живет в Америке, но когда приезжает в Уэльс, то всегда приходит поздороваться. Приятно видеть, что парни не забывают своих корней».

Попытка Скотта Гиббса, лишившая Англию Большого Шлема. Лондон, стадион «Уэмбли», 1999-й год

 

«Я знаю, что некоторые считают Гэвина Хенсона высокомерным», – продолжил Джонс.

«Но если вы познакомитесь с ним поближе, то поймете, что это прекраснейший человек. На самом деле Гэвин даже немного застенчив. Он всегда остается на связи с «Пенкоедом». К тому же в клубе до сих пор тусуется его родня».

«Хенсон пришел к нам, когда ему было пять», – вспоминает Рис.

«Мы наблюдали за его развитием. Он был большим парнишкой, но ловким. С годами из него получился светский лев, который не уживался ни в одной валлийской школе регби. В подростковом возрасте Гэвин сломал ногу, но, когда восстановился, вернулся к нам. Помню, как он играл против «Бридженда». «Пенкоед» тогда победил. Знаете, кто заработал все очки? Хенсон! Вскоре после этого последовал вызов в молодежную сборную Уэльса.

Гарэт Томас, Гэвин Хенсон и Гарэт Купер с первым сборником «Пенкоеда» Уэйном Холлом. Фото сделано после победы над Англией в Кубке Шести Наций, 2005-й год

 

Как же устроена система этого клуба? Все начинается с «Маленьких Ягнят» – группы для тех, кому от четырех до шести лет.

«Мы просто даем им попробовать регби на вкус. Веселье и ничего более», – объяснил Уил Джонс.

«Структура «Пенкоеда» оттачивалась десятилетиями, но очередное укрепление ей точно не повредит. Получается регбийное сообщество в лучшем виде, так сказать. Ключевой момент в детском регби – это удовольствие. Поэтому мы веселим малышню, как можем. Кажется, что это такая ерунда, но на самом деле мы сеем семена приверженности нашему спорту. Некоторые мальчишки пойдут дальше и, может быть, даже пробьются на высший уровень – попадут в стан «Драконов» или Львов. Мы желаем своим воспитанникам только всего наилучшего и никогда не ограничиваем их амбиции.

С годами кто-то из ребят неминуемо бросит регби, но в этом тоже нет ничего страшного. Главное, чтобы время, проведенное в «Пенкоеде», было счастливым».

Но пока что конвейер в этом маленьком валлийском клубе и не думает останавливаться. Деви Кросс провел успешный сезон в «Бридженде», Сэм Костелов дебютировал за Уэльс в молодежном Кубке Шести Наций, а Томми Реффелл пробился в «Лестер». Все трое начинали свой путь в «Пенкоеде».

Что касается, Костелова, то за клуб играли его дед и отец. Последний помог открыть еще одну небольшую секцию. Отец Томми Реффелла, Гэри, в свое время был капитаном «Пенкоеда». Что удивительно, он играл на той же позиции, что и сын – был открытым фланкером.

Поле, на котором выросли будущие звезды

 

«Это прекрасный клуб с хорошим коллективом», – уверен Реффелл-старший.

«Каждый год тут штампуются новые игроки, как на конвейере. Хотя сотрудники тут приземленные и честные. Бывшие игроки всегда остаются на связи с «Пенкоедом», потому что это и есть наши друзья. Клуб сослужил Томми хорошую службу и дал нужную базу. Мой сын прошел через команды всех возрастов, от пяти до 16-ти, и в итоге получил свою кепку. Когда он приезжает домой, то обязательно показывается в «Пенкоеде», чтобы повидаться с товарищами».

Выпускниками этой валлийской кузницы талантов являются такие «драконы», как Уэйн Холл, Адриан Дэвис, Хью Уильямс-Джонс, Джеймс Батер, Гарэт Уильямс, Натан Томас и Гарэт Джонс. Что примечательно, большинство до сих пор поддерживают связь с альма-матер. Хотя для местных клубов это норма – товарищество и поддержка здесь очень сильны.

 

В 1997 году Скотт Гиббс привел Львов к победе над «Спрингбокс» и был назван лучшим игроком той встречи. Когда центр вернулся в раздевалку, то первым делом набрал «Пенкоед».

«Я знал, что папа и все ребята из клуба собрались вместе и смотрели этот матч», – позже написал Скотт в своей автобиографии.

«Так что я набрал номер и представился. Женщина на другом конце провода ответила: «Та брось ты! Гиббс Сейчас в ЮАР. Я только что видела его по телевизору».

В итоге мне удалось перекинуться парой слов с отцом (он сказал, что я молодец) и с одним из товарищей. Следует ли говорить, что вся братия праздновала до поздней ночи, а потом еще и на следующий день?»

В Кубке Пяти Наций 1999 Гиббс положил решающую попытку, которая позволила валлийцам обойти своих вечных соперников – англичан (32:31). В 2005-м «розам» насолил уже Гевин Хенсон, забив важнейший пенальти (11:9). В итоге «Драконы» стали чемпионами. В том же году Гарэт Томас был выбран капитаном Британских и Ирландских Львов. Все эти события отмечались в «Пенкоеде» как праздники национального масштаба.

Решающий удар в исполнении Гэвина Хенсона. Кубок Шести Наций 2005

 

«Каждый клуб гордится своими воспитанниками, и мы не исключение», – прокомментировал Терри Рис.

«Думаю, что мы можем похлопать себя по плечу за то, что вырастили четырех «львов». Это значит, что те алмазы, которые нам попадаются, шлифуются правильно.

И речь не только о мужчинах. Робин Уилкинс, Кейли Пауэлл и Мелисса Клей – воспитанницы нашей женской секции, которым удалось пробиться в сборную Уэльса.

Также есть много-много людей, которые не достигли вершин регби, но просто незаменимыми для «Пенкоеда». Я уже молчу о наших потрясающих болельщиках. Мы ценим каждого, потому что клуб это и есть результат коллективных усилий».



 

Анна Желязкова