Меню
03 ноября 2017 в 19:00

Коваленко: «В Испании долго подкалывали, что из-за меня не смогли выиграть у СССР»

Коваленко: «В Испании долго подкалывали, что из-за меня не смогли выиграть у СССР»
Фото: Андрей Коваленко

Знаете ли вы хоть одного регбиста, выступавшего в карьере за четыре сборных? Таковым оказался уроженец СССР, экс-игрок «Авиатора» и «ВВА-Подмосковья», участник Кубка Мира-1999 Андрей Коваленко, проживающий сейчас в Барселоне. Пообщались с регбистом, который уже 20 лет гражданин Испании, но по–прежнему переживает за украинское регби. 

Чем занимаетесь сейчас? Кем работаете?

- В настоящее время работаю водителем в «Luxury Car». Встречаем, провожаем, делаем экскурсии артистам, спортсменам и людям, способным оплатить дорогой автомобиль с личным шофёром.

Кого из известных персон удалось подвозить лично?

- Множество политиков, бизнесменов, имена которых называть не могу. Из артистов, к примеру, Джорджа Клуни, Мадонну. В Барселону, сами понимаете, приезжают разные известные личности.


Продолжаете играть в регби на ветеранском уровне?

- Два года назад закончил. С моей работой совсем нет времени, да и одну из последних целей выполнил, сыграв сезон вместе со старшим сыном.

В регби Вы пришли в 14 лет, до этого попробовав себя в хоккее, борьбе, гандболе. Почему не получилось в этих видах спорта и чем так зацепила хулиганская игра?

- Я действительно поздно начал играть в регби, но до этого вообще не знал, что существует такой спорт. Почему «овальный мяч»? Может быть, потому что это единственный спорт, в котором есть всё: скорость, борьба, мышление и т.д. Очень благодарен Алексею Позднякову, он видел во мне что-то и каждый раз, когда я хотел бросать, был рядом.

Уже в 16 Вы дебютировали в высшем дивизионе за «Авиатор». Благодаря чему так рано удалось завоевать место в составе?

- «Авиатор» - лучшая команда Украины и одна из сильнейших в СССР тех времён. В ней играли наши кумиры: Слюсарь, Гоняный и другие. Выйти с ними на поле стадиона «Спартак» была мечта каждого. Наверное, за счёт большого желания и удалось рано дебютировать в высшем дивизионе.

Вам удалось тренироваться под руководством Игоря Бобкова. В спортивной карьере, это был самый сильный тренер или кого-то ещё можете сравнить с Игорем Петровичем?

- Очень многому научился у Бобкова, в то время он был одним из лучших наставников. Но думаю, нет хороших или плохих тренеров, у каждого учишься чему-то новому. Как говорил ранее, №1 для меня был Поздняков, благодаря которому многого добился.

С 1989 по 1991 Вы служили в армии и выступали за «ВВА-Подмосковье». Правда ли, что дело было не только в армейской службе, а в том, что монинская команда очень сильно хотела видеть Вас в своих рядах?

- В 18 лет позвали в армию, многие поехали во Львов, где также была армейская спортивная команда по регби. Мне больше всего хотелось, чтобы два года службы пролетели быстро, плюс была возможность заниматься любимым делом.  До ухода в армию играл за юниорскую сборную СССР, поэтому меня знали в Москве, и не удивился, когда пришел приказ о переводе в Монино. Разумеется, был рад, так как знал, что ВВА лучшая команда страны и базовая сборной СССР.

Почему не остались в Монине?

- За два года многому научился, но или распад Советского Союза, или соскучился по Киеву, но решил вернуться, хотя очень упрашивали остаться. Дома начал играть за «Политехник», где были друзья с «молодежки», с которой выиграли чемпионат СССР среди юниоров в первый и последний раз. Наверное, это была лучшая команда юниоров Украины (71-72 г.р.).

Как поступило предложение из Испании в 1994? Долго ли раздумывали над ним?

- В это время сборная Украины играла много международных турниров по регби-7, а «Политехник» был базовым клубом.
Мы выиграли соревнования в испанском Бенидорме и мне дали приз лучшему игроку турнира. Там же и поступило предложение остаться в Испании. Много думать не нужно, когда тебе 22 года, а тут Испания, солнце, море, пляж (с улыбкой).


Каким было испанское регби в 90-е? Что впечатлило, что удивило?

- Уровень регби в Испании был приблизительно такой как в Украине и России. За два года до этого в составе сборной СССР мы выиграли у испанцев 19:16 в Севилье. Решающую попытку положил я и потом в Испании меня долго подкалывали, мол из-за тебя не смогли впервые выиграть у Советского Союза (смеётся). Показывали местный журнал с моими фотографиями.

Какое у испанцев лично к Вам было отношение? Как приняли?

- Команда, в которую меня пригласили, играла во 2-м дивизионе. Акклиматизация прошла быстро, в первый же год вышли в вышку, а я стал лучшим бомбардиром чемпионата. После ещё три сезона кряду становился самым результативным игроком.  В общем-то тогда и пришло предложение выступать за сборную Испании.

В те времена, если ты играл в стране 3 года и за это время не выступал на международном уровне, мог поменять национальную команду. Сейчас, конечно, всё изменилось, и если ты сыграл за одну сборную, то процесс смены регбийного гражданства гораздо сложнее. Мне немножко повезло и удалось сыграть за 4 разные национальные команды: СССР, Украину, СНГ и Испанию.

Насколько сложно было адаптироваться в Испании? Помогал ли кто-то? Как учили язык?

- Испанский выучил довольно быстро, так как первый год жил в семье, где говорили только на испанском. Хочешь, не хочешь, а придётся. Плюс в команде помогали, так что адаптация прошла в короткие сроки.

Как тогда обстояли дела с зарплатами? Насколько они сопоставимы с нынешними?

- Зарплат в испанском регби не было, наоборот местные игроки платили чтобы играть. Поэтому мой уровень должен был быть постоянно на высоте. Если немножко расслаблялся и не показывал класс, начинались разговоры, мол деньги получаешь ты, а платим мы, но играем одинаково. Надо было всегда находится в форме.

Зарплаты как таковой регбисты в Испании не получают и сейчас. Точнее очень мало игроков, и только те, которых пригласили из Австралии и Новой Зеландии. К примеру, мой 21-летний сын в РК «Барселона» получает премиальные за тренировки и выигранные матчи. В связи с кризисом в Испании очень нелегко найти спонсора.

В 1999 Вы выступали на Кубке Мира в Уэльсе, играли против ЮАР и Шотландии, за которые тогда выступали нынешний наставник «Манстера» Рэсси Эрасмус и главный тренер шотландцев Грегор Танусенд. Главные воспоминания от игр и самого турнира?

- В 1998 году мы прошли классификацию на Кубом Мира-1999 в Уэльсе. В решающем матче против Португалии победили 21:17, из которых 18 очков заработал я. Это было что-то невероятное, праздновали неделю, может две (смеётся).

Сыграть первый раз на Кубке Мира, быть среди 20-ти лучших команд планеты…Думаю здесь объяснять ничего не надо! Кстати во встрече с тогда ещё действующими чемпионами ЮАР до 30-й минуты счет был 0:0.

Единственный не очень приятный момент – поражение от Уругвая (15:27, Андрей забил пять штрафных прим. авт.). Это был наш шанс, но увы… Хотя до сих пор Испания не смогла повторить то, что мы сделали в 1999.


В 2004 Вы перебрались из Мадрида в Барселону. Как произошёл этот переход? Был ли он тихим спокойным? Ведь известно, что испанцы и каталонцы недолюбливают друг друга, не говоря уже о вечных баталиях футбольных «Реала» и «Барселоны». Или же в регби подобных ажиотажей вокруг трансферов нет?

- В 2003 году в мадридском клубе начались перемены: смена президента и спонсора, нестабильность, почти год не получали зарплату. В это время пришло приглашение из «Барселоны», причем всё выглядело очень заманчиво. Клуб являлся меньшим братом французского «Перпиньяна», были хорошие надежды и перспективы. У команды солидные спонсоры, играли в форме как у «Перпиньяна», и лучших регбистов отправляли во Францию.

За год с «Барселоной» вышли в высший дивизион и в следующем сезоне в элите стали третьими, хотя после первого круга шли в лидерах без поражений. Здесь также адаптация прошла нормально, хоть всем известно о разногласиях между испанцами и каталонцами. Но я все-таки иностранец, поэтому проблем не было. К тому же старший сын за 3 месяца начал в совершенстве говорить на каталонском. Так я остался в Барселоне по сей день.

Чем занимались после окончания карьеры? Были предложения остаться в качестве тренера или функционера?

- В 2007 закончил играть за сборную Испании в 36 лет. В Барселоне был играющим тренером до 2014, в котором сыграл сезон со своим старшим сыном Артёмом.
В связи с работой и кризисом решил завершить карьеру, но надеюсь ненадолго. Зовут тренировать, но времени совсем не остаётся, так что передал регбийную эстафету сыну.

Не думали ли о возвращении в Украину? Вообще, после переезда в Испанию как часто посещаете родину?

- Знаете, мои дети родились здесь, получили здесь воспитание, я думаю им было бы не легко адаптироваться. Да и сейчас не самые лучшие времена в Украине. Они счастливы в Испании, да и мы с супругой тоже. Поначалу каждый год ездили домой, но в последнее время не получается.

Следите за событиями в украинском регби? Что скажете о происходящем?

- Слежу на уровне сборных. Кстати недавно видел юниорскую сборную Украины, выигравшую чемпионат Европы по регби-7. Ребята молодцы, поздравляю их! Очень рад за подрастающее поколение!

Есть ли сегодня у украинского игрока шанс попасть в чемпионат Испании по регби? Или уровень украинцев не соответствует?

- Не готов ответить на вопрос, так как давно не видел чемпионат Украины и нашу сборную. В Испании много игроков с Аргентины и Франции, поэтому уровень достаточно высок, опять же, благодаря иностранцам.

Как в сборной Испании обстоят дела с финансированием?

- Чтобы национальная команда была на высоком уровне, нужны постоянные сборы, тренировки, для этого необходимы средства. В Испании их в обрез, поэтому местная Федерации сосредоточилась на регби-7. Во-первых, дешевле, во-вторых шансов показать себя на высоком уровне гораздо больше.

А что скажете о легионерах в «Лос Леонес»?

- Их очень много и за счет них сборная пытается поднять уровень, квалифицироваться на Кубок Мира, но, к сожалению, Федерация не понимает, что убивает национальную команду. Молодежь, стремящаяся попасть в сборную, видит невозможность сделать это. Большая часть – это французы с испанскими корням. Да, они имеют право играть за «львов», но в это же время свои ребята бросают регби, так как не видят никаких перспектив.

Сейчас у Испании реальные шансы попасть на Кубок Мира-2019. Как думаете, по силам ли команде оставить позади себя как минимум Россию?

- Хотелось бы увидеть сборную Испании в Японии, но думаю, это практически нереально. Как говорил ранее, Федерация все финансовые и физические силы направила в регби-7. В «семёрке» сейчас полупрофессиональная команда, ведущие исполнители которой не выступают за сборную по «классике». Это серьёзно ослабляет команду.

В следующем году Бильбао примет финалы регбийных еврокубков. Есть ли в Испании какой-то ажиотаж по этому поводу и значимое ли вообще это событие для страны?

- В Испании уже проходили игры чемпионата Европы, финал ТОП-14 проводился в Барселоне. Конечно радует, что на регби полностью заполняется тот же «Камп Ноу», вместимостью 100 000. Думаю, с ажиотажем в Бильбао не должно быть проблем. Но было бы не плохо если в будущем сможем увидеть регбийные матчи ТОП-уровня на заполненных стадионах не только Испании, но и Украины.


Благодарим Андрея за уделённое время и интересную беседу.