Меню
14 сентября 2020 в 12:07

Николай Неруш: Регби – это продукт, который нужно продавать

Николай Неруш: Регби – это продукт, который нужно продавать
Фото: Николай Неруш (С) ВВА

Душевно пообщались с легендой тренерского цеха о различиях между Южным и Северным полушариями… О том, чем обусловлены эти различия… О том, каким будет регби через десять лет.

 

Николай Владимирович, у нас привычно говорят о том, что есть южное регби, а есть северное. Вы согласны с таким разделением?

- Согласен, но с ремарками. Южный стиль, который характерен высокими скоростями и игрой на руках, присущ не всем командам юга. Так играют в основном новозеландцы. А вот ЮАР проповедует силовое регби, но с большой долей импровизации. Австралийцы берут у всех самое лучшее и пытаются адаптировать к своей базовой философии… Островитяне – действуют на инстинктах.

А на севере две основные модели – британская и французская. Так что если разбираться основательно, то следует говорить о стилях отдельных команд или наций, а если обобщённо, то да, южане проповедуют открытое и зрелищное регби, а северяне играют более рационально.

 

А чем обусловлены отличия, скажем, южноафриканского и новозеландского регби?

- Традициями… Культурой... В основе стиля «Олл Блэкс» лежат особенности маорийского народа – физически сильного, любящего воевать и наделённого высокоразвитой интуицией. А регби Южной Африки - это микс английского и бурского взглядов на игру. И так в любой стране. Местные условия формируют неповторимый уникальный стиль.

 

В чём особенность российского регби?

- Мы страна европейская, к тому же регби учились у французов. Так что мы - классический образец северного стиля. Однако стоит вспомнить, что в течение почти 10 лет существовала программа обмена опытом с ЮАР. В рамках это проекта только ВВА раз десять побывала в Южной Африке. И думаю, что во многом первый выход на Кубок Мира в 2011 году, случился в том числе и благодаря взаимодействию с южноафриканским союзом.

 

Как говорится – ЮАР наше всё… Больше тридцати игроков и тренеров в российских клубах, включая Экстина и Клинтона в Вашем родном «ВВА-Подмосковье». Или возьмём тот же «Сейл Шаркс» с их десятью южноафриканцами… Просто какая-то «оккупация» южанами северных территорий… При таких темпах лет за пять от северного стиля ничего не останется…

- Как и от южного… Ведь уже в течение десятка лет в Северном полушарии работает много специалистов с юга… За европейские клубы выступают игроки из ЮАР и Новой Зеландии… Натурализация, опять же… И эти люди не только привносят свое видение игры. Они также обогащаются знаниями севера и впитывают в себя всё лучшее, что «рождено» выше экватора. Потому нужно говорить не об «оккупации». Говорить нужно о слиянии стилей. Или, если хотите, об универсализации.


Джо Шмидт и Уоррен Гэтланд – одни из пионеров универсального стиля (С) ball.ie

 

Но почему? Разве красота регби не в разнообразии? К чему нам эта синергия?

- Нравится это или нет, но по факту игра стала профессиональной… Появились профессиональные клубы и лиги, которые живут за свои деньги, а стало быть, поставлены перед необходимостью зарабатывать.

Вместе с профессионализмом пришло понимание того, что игра – это шоу, которое зритель, болельщик, спонсор должны купить. А чтобы это произошло, шоу должно быть ярким и зрелищным. Соответственно нужны кто? Профессиональные актёры! В нашем случае – регбисты. А где у нас самые яркие и непредсказуемые игроки? На юге!

Вот именно по этой причине происходит миграция южан на север, и, как следствие, формируется новый смешанный стиль. Ни Север, ни Юг не ставят перед собой задачу создать универсальную модель игры. Сама жизнь делает это вместо них… И с их помощью.

 

Коль Вы понимаете причину происходящего, то каким видится Вам регби через десять лет?

- Как я уже говорил – регби это продукт. Продукт должен конкурировать за деньги с другими видами спорта. Для этого нужно, чтобы он был зрелищным и нравился людям. И процесс идёт полным ходом. Вы же сами видите, что вот уже в течение года ведутся разговоры о новациях, которые призваны уменьшить количество пауз в игре. И некоторые из предложений весьма разумны, например - исключить повторное назначение схваток…

Очевидно, что эти новшества не повлияют на суть игры, но сделают её более динамичной. Шаг за шагом эти и другие изменения приведут к тому, что регби станет очень быстрым, универсальным и чрезвычайно зрелищным. А вот случится это через десять лет… Или через пять… Не знает никто.

 

Беседовал Александр Скрамник

 

Читайте также:
Открытое обращение к разработчикам стратегии развития российского регби
«Вепхвеби» - первые кахетинцы в грузинской элите
«Иногда и стикеров хватит, чтобы влюбиться в игру»
Дилан Хартли: «Во время коронавируса мы могли спасти регби от самоубийства»