Меню
11 мая 2020 в 18:09

Михеил Нариашвили: «Когда радуешь болельщиков – это счастье!» Часть II

Михеил Нариашвили: «Когда радуешь болельщиков – это счастье!» Часть II
Фото: 10 лет в «Монпелье» (С) - Getty Images

Во второй части интервью левый столб «Лелос» рассказал о десяти годах, проведенных во французском «Монпелье», вспомнил об особенных сезонах и объяснил, почему в этом клубе так любят грузинских регбистов.

 

29-летний игрок впервые примерил регбийку «Лелос» 8 лет назад. С тех пор он записал на свой счет 2 попытки в 61-ом матче, в том числе сыграв пять поединков в качестве капитана сборной Грузии. Вспоминая езабываемые эмоции, полученные от выступлений в составе «Лелос», он отметил, что сборная програссирует, но для успеха надо работать надо еще больше.

 

Как измеряется роль тренеров в развитии спортсмена?

Их роль очень велика! Некоторым тренерам по силам дать возможность среднему игроку максимально проявить себя, хотя есть и такие, кто могут «уничтожить» большого спортсмена. Взять, к примеру, меня. В 2012 году Фабьен Галтье заявил, что собирается предложить мне 4-летний контракт – т.е. рассчитывал на меня в долгосрочной перспективе. Это послужило для меня очень мощным стимулом. Бывают случаи, когда к талантливым ребятам относятся по-иному. Не знаю, как сложилась бы моя карьера, если бы Галтье в тот период отнесся с недоверием.

Тренерский фактор значителен для любой команды. Наставник обязан найти общий язык с каждым из игроков, что отнюдь не просто, но в принципе, достижимо. К сожалению встречаются такие, которые с индивидуальными особенностями вообще не считаются и игрокам приходится подстраиваться под тренера. Идеальный вариант – это когда и тренер, и игрок стараются работать на команду, и, исходя из этого, пытаются понять друг друга. В любом случае, не важно ,какого калибра ты звезда, но ты обязан учитывать интересы команды и работать с тренером для достижения главной цели.

 Три поколения «Лелос» в «Монпелье» - Миша Нариашвили, Гела Апрасидзе и Дуду Кубриашвили (С) Getty Images

 

 Вы уже 10 лет в «Монпелье». Какой из сезонов запомнился особенно?

Самый первый сезон был особенным – мы закончили регулярный чемпионат на втором месте, а в полуфинале плей-офф уступили «Кастру». Это был мой первый полноценный сезон. Затем последовал провал, который продлился целый год. Сменился тренер. Потом нам назначили наставником южноафриканца Джека Уайта, под чьим руководством «Монпелье» овладел Кубком Вызова. В том сезоне мы и в ТОП-14 выступили здорово – вновь дошли до полуфинала, где, к сожаленью, уступили «Тулону», в составе которого в то время уже играли Мамука Горгодзе и другие суперзвезды мирового регби.

Но наилучшим, я думаю, все же был сезон 2017/18 гг. Мы добрались до финала ТОП-14, где неожиданно проиграли «Кастру»… Та игра и сейчас перед глазами. Выйти в финал ТОП-14 – это архисложно: после 26 матчей регулярного сезона начинается плей-офф и затем финал, к которому мы готовились целый год. Регулярное первенство уверенно выиграли, в полуфинале без труда расправились с «Лионом», были явными фаворитами и в  финале. До сих пор не укладывается в голове, из чего сложилось поражение. 

 

Хайлайты выступлений Михеила Нариашливили в сезоне 2017/18

 

В «Монпелье» играло много грузин, многие играют за эту команду и сейчас, по всей видимости, так будет и в будущем. Почему этот клуб в такой степени заинтересован в грузинских спортсменах?

Потому что там лучше других чувствуют ту страсть и серьезное отношение к делу, что характерно для  грузин. Не знаю, как было до меня, но я это особое доверие связываю с феноменом Мамуки Горгодзе. Он очень много сделал для этого клуба, и показал потенциал грузинского регби с наилучшей стороны, что и породило то доверие к нам. Мамука так относился к «Монпелье» на поле и вне его, что у нас просто нет никакого права вести себя по-другому. Безусловно, не все грузины, которые играли за ту команду, были исполнителями высочайшего уровня, но все без исключения верой и правдой служили «Монпелье». Это точно. Так длится и по сей день, и это тонко чувствует руководство клуба.

 

Какова жизнь профессионального спортсмена в этот период всеобщего бездействия?

Наверное, поначалу все спортсмены решили, что неплохо немного отдохнуть. Все мои одноклубники, с кем я общаюсь, сумели использовать это время для восстановления сил. Матчам, которые проводятся в выходные, предшествует очень напряженная, загруженная тренировками неделя. Так длится из года в год. Я, как и все, никогда не имел больше 4 недель отдыха после сезона, и то с условием поддержания формы, поэтому еще ни разу не случалось возвращаться в команду полноценно отдохнувшим.

Сначала я целый месяц бездельничал, что называется, отдыхал! Ну а потом приобрел соответствующий инвентарь и начал восстанавливать физическую форму. Вот так и тренируюсь. Фитнесом в таком объеме я не занимался уже лет 6-7. Полагаю, если правильно воспользоваться этим временем, в будущем получим дивиденды. Следую программе, которую нам разослали тренеры по физподготовке.


«Игра в сборной – ответственность» (С) СРГ

А как это с психологической точки зрения?

Для регбиста, и вообще, для всех спортсменов очень трудно долгое время находиться вне соревнований, но я пытаюсь извлечь положительные моменты в этой ситуации. Сегодня изоляция необходима для того, чтобы жизнь вернулась в обычное русло как можно скорее. Почти весь мир в таком положении. Трудно, но приходится мириться. Стараюсь довольствоваться тем, что досупно.

Впервые за многие годы появилась возможность пообщаться с семьей так, как этого всегда хотелось. Не приходиться спешить на тренировку, на сборы, на игры. Мой Александре родился 8 июня 2015 года, а вскоре я уехал на сборы перед Кубком мира. Ему скоро 5, и все эти годы я общался с ребенком только эпизодически, все время куда-то уезжал, спешил. Сегодня же я провожу все свое время вместе с семьей и пытаюсь восполнить всю недостачу в отношениях.

 

Грузин в «Монпелье» много. Общаетесь?

Только по телефону. К сожаленью, не видимся, но с пониманием относимся к сложившейся ситуации. Бережем друг друга. Стараемся на 100% выполнять рекомендации медиков и правительства. Конечно же, скучаем друг без друга, но это не дает нам права игнорировать ограничения. С нетерпением ждем смягчения карантинных мер, пообщаться всегда успеем.

 

Ваш дебют в составе «Лелос» состоялся в матче со сборной Испании в 2012 году…

Да, и, к сожалению, мы проиграли, но в итоге все же сумели стать чемпионами Европы.

 

Каково это играть за главную команду страны?

Начиная с первого матча ощущение одно и то же – ответственность, счастье и гордость за то, что представляешь свою родину, защищаешь честь своей страны и имеешь шанс победой обрадовать болельщиков. Когда мы выходим на поле, осознаем, что от нас требуется одно единственное – выложиться на 100%, и пусть даже проиграем, поклонники видят твою самоотдачу и это делает их счастливыми. Иногда это не получается, иногда наоборот – все идет прекрасно. Наивысшее счастье – видеть, как празднуют болельщики победу, добытую тобой.

 

61 матч в составе сборной, 2 Кубка мира. Можно что-то выделить?

Для ответа на этот вопрос придется вернуться в прошлое. В 2003 году, когда я только начинал играть в регби, проходил Кубок мира, в котором впервые участвовала наша национальная сборная. Тот турнир оказался сильным  эмоциональным толчком. Очень запомнился матч со сборной Самоа, в котором наши играли хорошо, самоотверженно бились до конца, но в итоге проиграли с большим счетом - 9:46.

Капитан Нариашвили и наставник Маисашвили перед матчем Грузии и Румынии (С) СРГ

В то время я и не думал о том, что когда-либо буду играть в регбийке «Лелос», в том числе и против тех же самоанцев. Ровно через 11 лет, в Тбилиси состоялся тест со сборной Самоа, стоявшей в ноябре 2013 года на 8-ой позиции в мировом рейтинге. Никогда не забуду то счастье, которое испытал после победы над островитянами, причем на глазах у родной публики. Именно эта игра и запомнилась больше других. Кроме нас, игроков, практически никто не верил, что мы сможем победить сборную Самоа. Та команда была укомплектована великолепными игроками, каждый из которых играл в авторитетном клубе. В глобальном масштабе было нелогично, чтобы Грузия выиграла у Самоа. Наши преданные болельщики, и те наверно, ждали от нас только традиционной самоотверженности, но никак не победы. Поэтому, та игра подарила больше всего эмоций.  

Конечно же, никогда не забуду Кубок мира 2015 года, на котором мы обыграли сборную Тонга. Пожалуй, эти два матча и связанны с особыми эмоциями. Выделил бы также матч со сборной Уэльса на кардиффском Миллениуме в 2017 году. Это было великое разочарование, так как мы были на волосок от положительного результата с элитной командой. Очень обидно, когда с такой командой находишься так близко к желанному результату и в итоге терпишь неудачу. Это было тяжело переносимое поражение с эмоциональной точки зрения. Кстати, с теми же самоанцами после того памятного матча мы встречались еще трижды – два раза выиграли, а одна встреча завершилась в ничью.

 

Насколько развилась сборная Грузии за последние 8 лет?

Безусловно, мы солидно прогрессируем. Кубок мира 2019 года не может быть записан в наш актив. Мы это осознаем лучше других. Ответственность полностью на нас – игроках. Уровень игры мог быть более качественным… Но если вспомним предыдущий период и объективно оценим ситуацию, не представляю, как можно прошедшие годы оценивать негативно. До 2017 года мы испытали большой подъем. Несмотря на отсутствие нескольких ведущих игроков, турне 2016 года в Океании мы завершили двумя победами и одной ничьей. Поэтому, особенно обидно, когда кое-кто оставил без внимания тот успех и акцентировал неудачи на Кубке мира. Те лица никак не проявлялись после значительных успехов сборной. Они высовываются только тогда, когда мы спотыкаемся. Вот так было и сейчас: откуда ни возьмись, появились эти «эксперты», которые принялись нас поучать, как следовало играть для победы над Австралией, Уэльсом и Фиджи. Это было одновременно и досадно, и удивительно.

Поражение от «Кастра» в финала ТОП-14 2018 года было большим разочарованием (С) Getty Images

Согласитесь, трудно рассчитывать на успех, когда в команде плечом к плечу с сильными легионерами играют ребята из Диди-10, турнира, прямо скажем, не очень сильного, в котором у игроков нет возможности развиваться индивидуально, а играешь против фиджийцев, валлийцев и австралийцев, каждый из которых заигран за какой-либо элитный клуб. Еще раз повторюсь: безусловно, мы могли сыграть с этими тремя командами лучше, сможем сыграть лучше и сегодня, но для успеха необходим еще больший труд.

Для выхода Грузии на новый, качественный уровень, необходимо создание франшизы, которая будет участвовать в сильном чемпионате. В Грузии подрастает огромное количество талантов, но часть из них пропадает зря, если не уезжает в Европу. Не знаю, насколько реально создание подобной команды. Осознаю, что это очень сложно по многим причинам, но если мы хотим думать о победах над грандами, обязательно должен быть найден какой-либо путь развития. В этой команде, как я понимаю, должны играть кандидаты в сборную, ребята должны тренироваться ни на что не отвлекаясь. Таким образом, национальная команда пополнится лучше подготовленными игроками.

 

Сандро Илуридзе

 

Читайте также:

Михеил Нариашвили: «Один неожиданный звонок изменил мое будущее». Часть I

Мамука Горгодзе: «Талант, трудолюбие, целеустремленность или везение? – все вместе»!