Меню
31 октября 2019 в 18:41

Майкл Чейка. За все хорошее, против всего плохого

Майкл Чейка. За все хорошее, против всего плохого
Фото: Одна из последних тренировок Майкла Чейки на посту главного тренера сборной Австралии (с) Mullan/Getty Images

Итак, один из самых неоднозначных «главных» отправился в свободное плавание, эмоции чуть поостыли и можно попробовать беспристрастно разобраться, как Тренер года 2015 дошел до жизни такой. Какой? Начнем со статистики и дальше будем плясать от этой печки.

Под руководством Майкла Чейки «кенгуру» сыграли 68 официальных матчей. Выиграли ровно половину – 34. Проиграли 32 и 2 свели вничью. Как видите плюсовой баланс мизерный.

Но матч матчу рознь. Статистика встреч с главными соперниками – по Регби Чемпионшипу, при Чейке заставила болеть сердце каждого поклонника сборной «оззи». Южная Африка – три победы в восьми встречах, Новая Зеландия – три победы в четырнадцати. И только в играх с «Лос Пумас» был показан однозначно положительный результат – восемь побед в девяти поединках.

в Японии

Не лучше показатели «Валлабис» в играх с ведущими европейскими сборными:

Уэльс – 4 победы, 2 поражения;

Франция – 1 победа, 1 поражение;

Шотландия – 2 победы, 2 поражения;

Ирландия – 1 победа, 4 поражения;

Англия – 1 победа, 8 поражений.

 

Совсем не впечатляет, не правда ли? Поверьте, ничуть не веселее было бы анализировать показатели австралийцев по годам. По-настоящему достойный год «оззи» под руководством Чейки показали только в самом начале его работы у руля сборной. 2015 -й стал его триумфом – выигранный Регби Чемпионшип, серебро Кубка мира. Дальше – затмение с короткими проблесками лучей надежды.

Победа сборной Австралии над «Олл Блэкс» в Регби Чемпионшипе 2015...

...и финальный поединок Кубка мира того же года.

Раз за разом Майкл Чейка просил верить в сборную, говорил о том, что главное «кенгуру» покажут на Кубке мира в Японии и даже обещал его выиграть. Но все видели, что произошло. После финала с «киви» четыре года назад (17:34) – унизительный разгром от Англии в четвертьфинале (16:40).

Поединок Англия - Австралия в четвертьфинале Кубка мира 2019

А как все хорошо начиналось! После отставки Юэна МакКензи на фоне разгоревшегося в сборной скандала (на пересказ подробностей которого тратить место не будем) удачливый тренер «Варатас», только-только выигравший с ними Супер Регби, казался идеальным выходом из тупика, в котором накануне Кубка мира оказались австралийцы.

Итоги 2015-го многим казались началом возрождения былой славы австралийцев. «Новый наставник – новатор, который может спасти австралийское регби», – в этой оценке журналиста Эндрю Вебстера отлично выражены большие ожидания фанов «Валлабис» от тогдашней работы Чейки.

Хорошим и очень честным шагом стало то, что Чейка, в отличии от МакКензи, сразу начал вызывать в сборную игроков выступающих в зарубежных клубах. Но, пожалуй, список позитивных решений Майкла на этом и закончился.

Зато его неудачи можно перечислять много дольше.

1) Не удалось снизить порог вызова легионеров – сейчас он настолько высок, что де-факто мало помогает в комплектовании сборной. 60 матчей за сборную или 7 сезонов за австралийские франшизы Супер Регби – это очень много. И хотя на фоне проблем сборной руководство АRU согласилось таки пересмотреть свою политику – сделано это было слишком поздно.

2) Остался верен олдскульному регби, – много контакта и работы на силу, много индивидуального мастерства и... мало дисциплины, мало комбинационной сложной игры на скорости и мало новшеств в тактике. Решение можно было найти в приглашении иностранцев, способных поделиться «новинками». Но или денег не хватило, или гордость не позволила. Скорее второе.

3) Не сумел оградить сборников от внешних влияний и защитить их от различных нападок – как связанных со сборной, так и нет. В итоге пришлось отдать на съедение общественному мнению Израэля Фолау – одного из немногих игроков способных реально добавить скорости «кенгуру». Прав был фулл-бэк с точки зрения трудового законодательства, или нет – определит суд. Но то, что игрока уволили за высказывания, которые тысячи пасторов и проповедников ежедневно публикуют и озвучивают по всей Австралии, в том числе и за пределами церквей – это факт. И то, что он высказывался не от имени сборной или ARU – тоже. Значит всегда можно было пожать плечами и сказать, что все это личное мнение Фолау и союз его не разделяет.

Небольшой обзор в напоминание, кого при попустительстве Чейки выгнали из сборной за пару постов в соцсетях.

Однако главная ошибка 52-летнего наставника не в этом. Вышеперечисленное было скорее следствием. А причина – Чейка забыл (или не знал), что его должность в изрядной степени является политической и здорово отличается от работы в клубе. Нужно было выстроить отношения со всеми австралийскими франшизами - однако по-настоящему приличными они были у Майкла только с его бывшим клубом «Варатас». С руководством Австралийского регбийного союза Чейка вообще постоянно конфликтовал и чем ближе подходило дело к Кубку мира, тем чаще конфликты прорывались наружу. Кончилось тем, что от поста главного тренера «отрезали» должность директора по регби, приставив к Майклу в качестве «надсмотрщика» Скотта Джонсона. 

Сегодня можно слышать рассуждения о том, что с Майкла нет спроса, поскольку косячил не он, а все руководство ARU. Но в том то и дело, что любой главный тренер сборной должен давить на свой союз с тем, чтобы тот проводил нужную ему политику. В противном случае руководство союза заставит тренера плясать под свою дудку. Такова, увы, правда жизни.

Что конкретно сделал Чейка на посту тренера сборной? Его видимая деятельность свелась к бесконечной череде речей, в которых он рассказывал, как все стараются и как всё будет хорошо, если все будут вести себя правильными и будут хорошими. Такой себе стиль участницы конкурса красоты: «За всё хорошее, против всего плохого».

А теперь спросим себя – мог ли Чейка заставить менеджеров Австралийского Регби играть по своим правилам – так, чтобы получить реальные шансы на победу в Кубке мира? Да, мог. Но делать это нужно было после отличного 2015-го, когда на стороне главного тренера было общественное мнение, да и его позиции в руководстве ARU были сильны. Вот тогда можно было провести красные линии. Потребовать снижения порога вызова легионеров в сборную (или вообще его отмены), запретить таскать игроков по всяким промо-акциям и приёмам, выдёргивая их из жизни сборной, дать денег на нужных иностранных специалистов и оставить за наставником последнее слово в том, с кем заключать контракт для игры в сборной, а с кем нет. В противном случае Чейка мог апеллировать к тому самому общественному мнению. Или просто громко хлопнув дверью уйти, заявив, что за чужую дурь – не ответчик. Не пришлось бы тогда в октябре 2019-го писать грустные письма...

Андрей Ткаченко