Меню
25 февраля 2020 в 18:02

Страна восходящего регби?

Фото: (с) The Asahi Shimbun

 

По ходу КМ 2019 только ленивый не отмечал прогресс «Храбрых цветков» и эффективность японской стратегии развития. Но так ли все гладко в «японском королевстве»? Давайте разбираться.

На первый взгляд японская система представляет собой классическую «фудзияму» с главной командой страны на макушке. Но это только на первый взгляд. Копнув поглубже понимаешь, что при 123 тысячах зарегистрированных на островах регбистов, лучшие клубы Японии не получают полноценной подпитки талантливой молодежью. Напротив, в ТОП-лиге ежегодно растет количество легионеров. Парадокс? А вот и нет. И чтобы убедиться в этом поднимемся на вершину японской пирамиды от самого ее основания.

 

Аматоры

Одна из полутора тысяч японских любительских команд (С) BBC

Япония шестая в мире по количеству зарегистрированных регбистов – 122 368 душ, из которых 48 840 - взрослые игроки. Около 850 человек выступают в шестнадцати клубах ТОП-лиги, а остальные в более чем полутора тысячах любительских команд. И когда приступаешь к изучению структуры соревнований аматорских коллективов, сразу же вспоминается «Охота на овец». Как и в книге великого Мураками здесь сосуществуют несколько параллельных миров. Например, только в регионе Канто одновременно проводится три клубных чемпионата, а в одном из них аж целых три дивизиона. Вся документация в формате pdf… Причем, только сетки плей-офф… Мрак… В других провинциях – еще «темнее»… В конце концов, ответ нашелся. Оказывается, все аматорские клубы играют во Всеяпонском любительском чемпионате. И, поверьте, понять это было очень непросто, даже при том, что турнир проводится по олимпийской системе. А виной всему, извечная японская страсть к постоянным изменениям.

1) В разных регионах, префектурах и районах правила проведения соревнований решительно отличаются: где-то «олимпийка», а где-то «микс»; где-то команды идут одним потоком, а где-то несколькими;
2) Лучшие команды предыдущего сезона получают привилегированные места в сетке – например, начинают турнир с полуфинала или финала префектуры. И опять-таки, в каждом регионе или городе привилегии раздаются по «законам» местных федераций;
3) Регламенты ежегодно обновляются: скажем, в этом сезоне соревнуются двумя потоками и определяют двух лучших, в следующем тремя и выявляют одного лучшего… В текущем году играют в пять этапов, а в следующем в шесть… Эти «модернизации» происходят на всех уровнях и в подавляющем большинстве местных федераций.

Теперь добавим ко всему вышеперечисленному локальные соревнования, фестивали, спарринги… Образно говоря, японская клубная любительская система - это матрешка, состоящая из нескольких десятков кукол. При этом у каждой куклы штук тридцать карманов, в каждом лежит по несколько предметов, и эти предметы постоянно кочуют из кармана в карман. Примечательно, что по аналогичному принципу устроены все любительские соревнования: чемпионат школ – 879 команд; чемпионат колледжей – более двухсот команд; чемпионат университетов – более сотни команд.
Но, при всем этом «хаосе», движение игроков от школьных команд до «большого» регби – классическое: таланты идут по ветке «школа - колледж – университет - ТОП-лига», остальные по ветке – «школа – любительский клуб».
Заканчивая «аматорскую» часть статьи отмечу, что применительно к регби, прилагательные «японский» и «любительский» - синонимы. В Стране восходящего солнца скорее откажутся от профессионалов, чем от принципов. И весьма наглядное подтверждение этому умозаключению в следующем главе.

 

Всеяпонский чемпионат

Всеяпонский чемпионат 2017 - первый, в котором не выступали любительские клубы. Победитель -  Suntory Sungoliath.  (С) Wikipedia

Турнир «родился» в 2003 году и по задумке является главным японским соревнованием. Идея в том, чтобы лучшие команды ТОП-лиги, университетского и любительского клубного чемпионатов в финальном турнире определяли абсолютного чемпиона Японии. То есть, и для аматоров, и для профи - это самый желанный трофей сезона. Поэтому вовсе неудивительно, что с первого розыгрыша побеждают только представители ТОП-лиги. Вместе с тем, помимо философской сути, затея опирается на вполне прагматичную основу: помимо соревновательной части, Всеяпонский чемпионат представлял собой большие «смотрины». Именно в финале турнира лучшие студенты и любители получали шанс показать себя тренерам профессиональных команд. Однако по мере роста «легионерского корпуса» в ТОП-лиге, баланс сил постепенно изменялся в сторону профи. Первыми отвалились любительские клубы: в 2013-2014 годах в финалах играли лучшие четверки «топов» и «студентов»; в 2015 году, видимо в связи с Кубком мира, титул был разыгран в одном матче между чемпионом ТОП-лиги и триумфатором университетского первенства; в 2016 году участвовали призеры ТОП-лиги и университетский чемпион; начиная с 2017 года главный титул Японии разыгрывают четыре лучших клуба главной японской лиги.

Как говорится… Идея мертва… Но, друзья, здесь очень важно понимать, что «клиническая смерть» Всеяпонского чемпионата это не провал и не просчет, но серьезный удар по устоям и сущности японского регби. Именно по этой причине нужно очень серьезно воспринимать высказывание президента японского регбийного союза Тадаши Окамуры: в преддверии КМ 2019 он заявил, что Япония отказывается от развития профессионального регби, так как это угрожает массовости. Потому друзья, можем смело предположить, что в ближайшие годы Всеяпонский чемпионат ожидают активные «реанимационные процедуры».

 

Корпорации

Кубок Токио 2019. TGRFC - одна из классических корпоративных команд  (С) tokyogaijin.com

Удивительное дело, но в Японии практически всеми «активами» в командных игровых видах спорта владеют местные фирмы: на ТОП уровне – огромные холдинги, в лигах поменьше – локальные компании. За эти команды выступают сотрудники фирм-владельцев. Как бы глубоко мы не копали, перманентно будем сталкиваться с тем, что в какой-нибудь Хиросиме, любительский регбийный клуб будет состоять из сотрудников одной фирмы, даже если не носит ее название. И ничего удивительного в этом нет. Корпорация, компания, фирма для японца - это семья! Согласно опросам 2019 года, более 50% японцев всю жизнь работают в одном месте, а более 80% сделали бы это, если бы имели гарантии карьерного роста. И вот что еще важно – корпорации воспринимают нацию как семью, а себя как часть этой семьи. В Японии не нужно призывать бизнесменов поддерживать детские дома, спорт и государственные социальные программы. Там это по умолчанию и добровольно.

 

ТОП-лига

Презентация ТОП-лиги.  Японских лиц больше, чем в основных составах большинства клубов  (С) rugbyredefined

Главный японский турнир целиком и полностью принадлежит корпорациям. Первое что бросается в глаза, это «раздутые» составы команд: менее пятидесяти игроков лишь у клуба «Munakata Sanix Blues» – сорок девять человек. Однако независимо от количества, игроки четко делятся на три группы: японцев, «натуралов» и легионеров. Отсюда и три типа контрактов: игрок-сотрудник, натурализованный игрок, легионер. Почти все японцы выступают в статусе игроков-сотрудников. Им за регби не платят вообще! Они реально работают и получают оклады соответственно своим должностям и KPI и никаких поблажек у них нет… Лучше всего об этом расспросить Аюму Горомару (Ayumu Goromaru), который с 8:00 до 15:00 трудится менеджером в отделе B2B корпорации «Yamaha». Его оклад приблизительно 40 тыс долларов в год! Понятно, что Аюму имеет рекламные и, вероятно, спонсорские контракты, но ситуация ровно такая. Японцы играют за зарплату на основной работе.

Совсем иначе обстоят дела у «натуралов». Их годовые контракты начинаются от 65 тысяч долларов и доходят до 120 тыс зеленых бумажек. Самые же высокооплачиваемые игроки, разумеется, легионеры - от 200 тыс долларов в год. Здесь все зависит от уровня и популярности. К примеру Картер получает в районе 1,3 млн в год.

Теперь от денег перейдем к статистике. В ТОП лиге из 831 игрока 196 легионеров и 53 «натурала». То есть, 249 профессионалов. Остальные 582 человека имеют контракты игроков-сотрудников. Вдумайтесь, друзья, почти все лучшие японские регбисты тренируются и играют в свободное от основной работы время. И к слову сказать, даже думать не хотят ни о каких профессиональных контрактах. Потому как в регби действительно можно заработать, но риск травм настолько высок, что синица в руках предпочтительнее. Потому японцы стремятся в профессиональный спорт не столько за медалями, сколько за стабильными должностями в корпорациях. И этот факт очень многое объясняет. Например, вот эти цифры:
- семьдесят процентов игроков ТОП-лиги – любители;
- практически во всех командах суммарное количество натурализованных игроков и легионеров равно или больше пятнадцати! Исключение «Yamaha» – десять легионеров, один «натурал» и «NEC» – ноль «натуралов», тринадцать легионеров;
- билеты на матчи выкупают корпорации и бесплатно раздают своим сотрудникам. Доля таких билетов – 40%;
- средняя посещаемость матчей ТОП-лиги, без учета текущего сезона, - девять тысяч человек! Даже отбросив сорок процентов «льготников» получим почти пять с половиной тысяч зрителей купивших билеты, что круто для России, Украины и Грузии, но равно «нулю» в Японии;
- лиге вот уж семнадцать годков, но она в минусах. Планировали в 2019 выйти в микроскопическую прибыль, но отчет пока не опубликован.
Исходя из того, что ТОП-лига убыточна в течение всего своего существования, несложно предположить, что ее главное предназначение - повышение уровня японских любителей за счет совместной «спортивной жизни» с легионерами. Но даже это не помогло и не помогает, иначе как объяснить такое количество натурализованных игроков.

 

Санвулвз

Sunwolves - последняя гастроль (С) super-japanrugby.com

Если всеяпонский чемпионат в состоянии «клинической смерти», то «волки» определенно идут в музей таксидермии: в 2021 году их «освежуют», «набьют чучела» соломой и выставят на показ. Увы… И опять-таки, если присмотреться к японской франшизе внимательно, то все происходящее очень даже закономерно.

Напомню, что собственником франшизы является Japan Super Rugby Association (JSRA), которую учредил регбийный союз Японии. Изначально команда называлась «Sunwolves» и, насколько мне помнится, еще до учреждения JSRA федерация договорилась с клубами ТОП-лиги, что их игроки будут играть за «волков», примерно на тех же условиях, что и за сборную. Однако и месяца не прошло с момента основания франшизы, как команда была переименована в HITO-Communications «Sunwolves». Сложно сказать в чем тут был расчет, но, очевидно, именно этот шаг привел к конфликту интересов.
С какого, скажите, рожна радоваться клубам ТОП-лиги, когда их игроки-сотрудники выступают за команду с названием другой корпорации? При этом их необходимо отпускать на тренировки и матчи. Плюс игры за свой клуб и сборную. Плюс занятость игроков на основной работе. Полагаю, именно по этой причине неоднократно возникали ситуации, когда в выездных турах в составе «Sunwolves» наблюдалось всего по пять-шесть японцев, при тридцати-сорока в заявке.
С другой стороны, какой резон HITO-Communications выплачивать немалые деньги сотруднику-игроку другой корпоративной команды, когда на сайте клуба и даже на странице федерации напротив фамилии игрока пишут название его родного клуба. Более того, на сайте самой федерации раздел, посвященный «Sunwolves», так и не появился, что вообще не поддается никакому объяснению. Иными словами, все рекламные выгоды HITO вынуждено разделяла с остальными клубами.. Не знаю насколько уместным будет такое сравнение, но это почти тоже самое, что в салоне «Мицубиши», торговать «Тойотами».
Говоря коротко, «волки» были целевым проектом под КМ, что подтверждает несложный анализ заявочных листов «Sunwolves»: 2016 – 31 японец (из них девять нынешних сборников); 2017 – 47(15); 2018 – 35(22); 2019 – 40(27); 2020 – 19(0).
Другое дело, если бы франшиза была прибыльной… Наверняка искали бы компромисс… Однако «волки» убыточны, как и все спортивные проекты японского регби.

 

Храбрые цветки

Первое что хочется отметить – японцы сыграли во всех без исключения финалах чемпионата Азии: в активе двадцать пять титулов, в пассиве пять поражений (последнее двенадцать лет назад).
Выступать за сборную страны – ЧЕСТЬ. Игры в сборной – не оплачиваются. Суточные - порядка 18 долларов. Единственное что не удается выяснить, одинаковы ли условия для «натуралов» и «аборигенов». Информация закрытая. Но, как бы там ни было, японцы гордятся выступлениями за «Храбрых цветков» и для них это вершина карьеры.

Соотношение местных и натурализованных игроков в текущей заявке – 16/14. Еще одно подтверждение того, что любительская «фудзияма» способна рожать «мышат» в очень небольшом количестве. Так что впору задуматься о натурализации следующей партии игроков, иначе сборную ожидают большие проблемы. Шутка ли, средний возраст команды – 29 лет.
Вот, пожалуй и все, что следует знать о сборной Японии в контексте этой статьи.

 

Перспективы

1. Огромная любительская пирамида выдает «на гора» незначительное количество талантов: с 2017 года мы не видим японскую U20 на ЧМ;
2. Коренные японцы отдают предпочтение контрактам «Игрок-сотрудник», то есть, предпочитают оставаться любителями;
3. Ежегодно увеличивается количество легионеров в клубах ТОП-лиги;
4. Франшиза «Sunwolves» прекращает свое существование;
5. Средний возраст «Храбрых цветков» – двадцать девять лет;
6. Натурализовать игроков стало гораздо труднее и требуется не менее пяти лет, чтобы «подготовить» следующую партию «натуралов»;
7. Президент японского регбийного союза Тадаши Окамура анонсировал отказ от профессионального пути развития.

Делайте выводы, друзья. Как по мне, то Япония прошла пик и в ближайшие годы будет занята борьбой с различного рода кризисами. Однако, это европейский взгляд… Издалека… И вполне вероятно, что для японцев это совершенно не важно. У них другая философия и критерии успешности. И чтобы лишний раз убедится в этом, достаточно вспомнить, что перед второй мировой войной количество занимающихся регби в тогдашней японской империи составляло без малого 60 тысяч человек!!!

Александр Скрамник

Фото
 
 
 
Расписание
Результаты
Live
На данный момент нет live трансляций