Меню
27 апреля 2021 в 12:32

«Львы» 1891. Впервые в Африке

«Львы» 1891. Впервые в Африке
Фото: Ретроспективное лого тура на сувенирной регбийке

Краткая история первого официального турне суперсборной Британских островов.

 

Утверждение из лида для истинного поклонника «Львов» – сродни красной тряпке. Давным давно уже решено, что турне 1888 года было официальным мероприятием суперкоманды Домашних Наций. Точка поставлена, дело закрыто. А мы и не собираемся его открывать. Все так, много лет спустя сборную, известную как команда Лилиуайта, Шоу и Шрусбери (по именам собравших ее спортсменов) было решено считать первым составом Британских и Ирландских Львов, а их гастроли по Южному полушарию – первым турне.

 

Но в те далекие времена, о которых идет речь, даже речи об этом идти не могло. И вот почему. С самого начала Альфред Шоу, Артур Шрусбери и Джеймс Лилиуайт (прославившиеся, кстати, как крикетисты) задумывали турне как коммерческое предприятие. Тот факт, что они намеревались получить прибыль и даже делиться ею с игроками, просто возмутил тех джентльменов, что ратовали за чисто любительский спорт. По мнению руководителей регбийных союзов все это сильно напоминало идеи «раскольников» из регбилиг. Стоит напомнить, что в те времена правила «классики» и «лиги» еще не разбежались до такой степени, как сегодня и по сути отличие заключалось только в том, что в регбилиг могли играть профессионалы.

 

Короче – своей официальной поддержки турне ни один из регбийных союзов не дал и никакого официального статуса сборная не имела. Просто гастрольная выставочная команда. Коммерчески оказавшаяся весьма успешной. К слову опасения «классиков» частично подтвердились. Увидев, как здорово можно зарабатывать занимаясь любимым делом, кое-кто из игроков той сборной решил продолжить карьеру в регбилиг – благо заманчивых предложений хватало.

 

Но положительных моментов в смысле развития регби от турне 1888 года оказалось намного больше. Газетные репортажи и отчеты о матчах вызвали настоящий взрыв интереса к «хулиганской игре для джентльменов» даже в Британии. Что уж говорить о Южном полушарии, где на встречах с гастролирующей командой можно было побывать лично.

Одним из прямых следствий шумихи вокруг регби стало образование Южноафриканского регбийного совета – одного из предтеч нынешнего SARU.

 

Идея организоваться подобно уже существующим регбийным союзам и без того блуждала в умах регбистов Южной Африки, но британский вояж сильно ускорил этот процесс. Инициативная группа подталкивала сомневающихся ставить подписи под соглашением об объединении вовсю рекламируя идею ознаменовать это замечательное событие приглашением от имени новой регбийной организации такой же суперсборной Домашних Наций, как та, что гастролировала по Австралии и Новой Зеландии.

 

Сказано сделано. Однако обратились южноафриканцы не к организаторам турне 1888, а напрямую в RFU. Связано это было в первую очередь с тем, что переговоры в свои руки забрала Кейптаунская семья Ричардсов. Среди представителей этой фамилии три брата – Дики, Джозеф и Альфред славились как прекрасные спортсмены. К такому достойному джентльменов времяпрепровождению, как регби и крикет они пристрастились обучаясь в старой «закрытой» школе Лидс при Кембриджском университете и неплохо были знакомы с известными английскими регбистами, вышедшими из ее стен. В том числе и с теми, которые имели право голоса в совете RFU.

 

Так и получилось, что вторая суперсборная де-факто была собрана под эгидой Английского регбийного союза. Поначалу даже была мысль отправить в Южную Африку в качестве «Алых Роз», но по ходу переговоров выяснилось, что в стране антилоп ждут именно сборную Британских островов. Англичане сочли аргументы приглашающей стороны резонными и «разбавили» свой состав своими главными на тот момент соперниками – шотландцами. Более того, именно шотландцу – легендарному трехчетвертному «Чертополохов», «Эдинбурга» и «Лондон Скоттиш» Биллу МакЛагану досталась роль капитана. Он же, в соответствии с тогдашней традицией, по сути был главным тренером команды. Ее директору, Эдвину Эшу, была отведена сугубо менеджерская роль – билеты, отели, приемы и т.д.

 

К слову пока шли переговоры, к тому, чтобы достойно встретить дорогих гостей, один из братьев Ричардсов (младший, Альфред) усиленно готовился не только как организатор, но и как спортсмен – его включили в состав сборной Южной Африки.

 

Важнейшим фактом было и то, что идею горячо поддержал знаменитый Сесил Родс. «Король бриллиантов», влиятельнейший политик Капской колонии и убежденный британский империалист видел в спорте нить, связующую его современников с античностью. Сверх того он считал важнейшей составляющей «бремени белого человека» распространение британского образа жизни. Родс не просто благосклонно покивал на предложение помочь в организации турне, отстегнув от щедрот пару сотен фунтов. Он дал организаторам обязательство покрыть любые убытки от мероприятия. С такими гарантиями можно было послать в турне хоть сотню регбистов. В наше время, возможно, так бы и сделали. Но этика викторианской эпохи не позволила джентльменам из RFU и SRU превратить Родса в дойную корову. Зато его помощь позволила организовать турне с молниеносной, по временам пароходов и проволочного телеграфа, скоростью. Всего через два года после начала переговоров сборная Британских островов ступила на африканскую землю.

 

Итак, что же в итоге за команда отправилась в Африку? Она крайне мало напоминала нынешние версии «Львов». Всего в нее были выбраны 21 человек – 12 форвардов и 9 бэков. Меньше чем сегодня заявляют на одну игру... Формально четверо игроков представляли Шотландию, остальные – Англию. Но надо понимать, что в ту героическую эпоху столь жестких правил привязки спортсменов к странам, как сегодня, не существовало.

 

Выступавший, скажем, за Кембридж студент или преподаватель вполне мог быть валлийцем, ирландцем или шотландцем. Но если он ни разу ни играл за сборную одной из этих трех стран, формально получалось, что он – английский регбист. Впрочем, в случае с командой 1891 года никто на эту тему не заморачивался. Игроков обычно представляли по их клубам. Кстати, примерно половину команды составляли кембриджцы – 10 игроков. Если добавить к этому Джона Гулда, выступавшего за «Олд Лейсианс», получится 11. Разумеется это породило шутки на тему «сборная Кембриджа».

 

В любом случае, в отличии от своих предшественников, эта команда сразу получила официальный статус в качестве сборной Британских островов. Наименование Британские и Ирландские Львы ей присвоили ретроспективно.

 

Что касается собственно спортивной составляющей тура, то никакой интриги, увы, не вышло. Британцы одержали сокрушительную победу в серии, продолжавшейся с 9 июля по 7 сентября, выиграв все матчи – 3 тестовых и 17 выставочных.

 

В следующем материале вспомним последнее по времени турне − четырехлетней давности по Новой Зеландии.

 

Сергей Бескуд

 

Читайте также:

Джейсон Леонард: «Эту магию мы обязаны сохранить»

Изменился график игр Британских и Ирландских Львов

«Львы» в Южной Африке

 
 
 
Расписание
Результаты
Live
На данный момент нет live трансляций