Меню
29 апреля 2020 в 14:16

Жак Ниенабер: «Сила кроется в простоте»

Жак Ниенабер: «Сила кроется в простоте»
Фото: Ниенабер проводит тренировку в лагере «Спрингбокс» (С) The South African

Тренер «Спрингбокс» рассказал, как небольшие изменения в подаче информации сделали южноафриканцев чемпионами мира.

 

В конце января Ниенабер сменил на посту Расси Эрасмуса и возглавил тренерский штаб сборной ЮАР. На Кубок мира в Японию он поехал в качестве тренера по защите.

Именно правильная подача материала, считает Жак, превратила «Спрингбокс» из средненькой команды в 2018-м в обладателей престижного трофея год спустя.

«Вы можете много анализировать, но это бессмысленно, если вы не можете четко донести свои выводы», – уверен Жак.

«Самое важное, что внес Расси – это ясность без какого-либо белого шума. Он объяснял за один раз только один или два аспекта, не больше. Потому что его девизом было: «Фокусироваться только на главном». Но, как вы понимаете, главного может насобираться как 20 факторов, так и всего лишь три.

Главное – упрощать. Сила кроется в простоте. Игру могут определять 100 и более аспектов, но регбисты зароются, если попытаются контролировать их все. Поэтому все нужно свести к трем ключевым факторам, которые в итоге должны помочь выиграть. А о 97-ми остальных надо забыть. Иначе команда запутается и в конечном итоге проиграет.

Тренерский штаб «Спрингбокс» очень любит аналитику. Но теперь мы поступаем правильно – сводим все наши размышления в темы. Это не гарантирует того, что команда больше никогда не будет уступать. Иногда может возникать недопонимание и как следствие – проигрыши. Но я не думаю, что в нашей среде это может случаться часто.

Ниенабер вспомнил 2018-й год, когда «Спрингбокс» обыграли Новую Зеландию (в Регби Чемпионшипе, 36:34), но откатились назад в реализации долгосрочных задач. А потом это исправили, поняв в чем причина.

Расси Эрасмус и Эр-Джей Снайман с Кубком Уэбба Эллиса. Япония, 2019-й год

«Тренеры использовали систему, основанную на чувстве ответственности, и давали игрокам слишком много указаний. Например, мы встречались в понедельник, чтобы обсудить игру ногой. Я обычно показывал презентацию в «ПауэрПоинте», а игроки сидели и смотрели. В 2018-м мы решили это изменить. Поскольку все, что может быть понятно бэку, может оказаться непонятным для форварда. Так мы решили отсылать презентации игрокам лично, чтобы они смотрели их дома, в спокойной обстановке, и могли вникнуть. А на следующий день устраивали собрание и обсуждали увиденное.

Это называется интерактивной средой: игрок может задать мне вопрос, а я – на него ответить. Я говорил: «Итак ребятки, вы все видели план. Тендаи Мтаварира вот тут верно подметил, а Хандр Поллард вот здесь предложил хорошую идею. Что вы об этом думаете?»

Но в 2018-м тренерский штаб сильно заигрался и перестал контролировать, сколько информации дается игрокам на дом. Я слал 10 минут видео с ударами, Мэтт (Праудфут) добавлял туда еще 15 минут коридоров, Феликс (Джонс) еще 15 минут прорывов. В итоге выходило больше часа презентации, которую игроку нужно было как-то уложить в голове. Тренерский штаб тогда совершал большую ошибку.

 В 2019-м мы стали ограничивать количество подаваемой информации. Это позволило сфокусироваться на главном и добиться ясности, что не могло не сработать.

Позже мы добавили к этому периодизацию. Если я показывал 15-минутную презентацию в понедельник, то Мэтт мог устроить свою лекцию только на следующий день. Если в понедельник была тренировка, и кому-то из нас хотелось на что-то указать, то это можно было сделать только вечером. На все про все отводилось лишь две минуты.

Это заставило тренеров контролировать потоки информации, что было правильным. От того что мы сделали наши встречи короче и яснее, команда только выиграла. План игры стал понятен абсолютно всем, поэтому ребята стали брать на себя больше ответственности и больше выкладываться. Ведь теперь они четко понимали, что именно от них хочет тренерский штаб».

 

Анна Желязкова