Меню
19 апреля 2020 в 13:17

Стив Хансен: «Если бы Уэльс не победил Шотландию, меня бы уволили»

Стив Хансен: «Если бы Уэльс не победил Шотландию, меня бы уволили»
Фото: Сэр Хансен уверен, что новозеландская и валлийская регбийные культуры сильно отличаются (с) The42

В большом интервью WalesOnline знаменитый тренер откровенно рассказал о жизни с «Красными Драконами».

Сейчас Хансен – маститая фигура в мире регби. Он оказал огромное влияние на развитие игры в Уэльсе, а также выиграл два Кубка мира с родными «Олл Блэкс». Но 19 лет назад в широких кругах любителей регби Стива мало кто знал. В дождливый кардиффский полдень его представили журналистам просто как помощника Грэма Генри. Тогда у новозеландца все еще было впереди.

«Я поехал в Уэльс, чтобы стать ассистентом очень-очень хорошего тренера. Но, к сожалению, этого не случилось», – вспомнил Стив.

«Грэм ушел после первого матча Кубка Шести Наций 2002, а я занял пост, к которому, откровенно говоря, не был готов. Но на дворе стоял кризис – мне ничего другого не оставалось».

Следующие два года прошли для Хансена, как на американских горках. Была длинная череда поражений, какой-то невероятный сейсмический сдвиг в сторону регионального регби и примечательная кампания Кубка мира 2003 года, когда Уэльс добрался до четвертьфинала. В общем, валлийцы сеяли семена будущих успехов, как могли.

«Моей главной задачей, когда я взялся за «драконов», было сколотить из них крепкую команду. Хотя с «Олл Блэкс» пришлось делать то же самое, в ситуации с валлийцами надо было начинать с очень посредственного уровня. Эти парни хорошо шли какое-то время, а потом зарывались на первой же кочке. Очень не хватало регбийной культуры, а также физической подготовки и навыков, чтобы показывать ту игру, которую было бы не стыдно демонстрировать. Почему этого не было? Присутствовало много ограничивающих факторов – как склоки внутри Союза, так и личные амбиции.

Хотя валлийцы тоже являются регбийной нацией, их культура отличается. В Новой Зеландии можно поговорить с человеком, высказать ему свою точку зрения – и на этом спокойно разойтись. Если кому-то что-то сказать в Уэльсе, то человек воспримет это как личное оскорбление и будет обижаться. Хотя меня часто критиковали, я никогда не принимал это на свой счет. Какой смысл? Ну да, твои чувства задеты, извини. Но делать-то что будем?

Валлийский регбийный союз объявляет Стива Хансена новым главным тренером. Февраль, 2002

Хотя всякие обиды и личные интересы были еще половиной беды. Уэльс раздирали междоусобные войны. Это был барьер, который обязательно нужно было преодолеть. Я сейчас говорю не столько об игроках, сколько о руководстве клубов и организациях, которые поддерживали эти клубы.

Но стоило разобраться с парочкой проблем, как сборники стали играть просто изумительно. Лучшего нельзя было и желать – они реально рвали задницы, как на тренировках, так и на матчах».

В итоге уже после ухода Хансена набравшие ход «Драконы» в 2005-м выиграли Кубок Шести Наций, прихватив Большой Шлем и Тройную Корону.

«Больше всего мне нравилось, что команда стала сплоченной», – сказал Стив.

«Люди, которые нам досаждали, оказались вне коллектива. Руководили недоброжелателями два противоположных мотива: одни вообще не желали, чтобы Уэльс побеждал, другие хотели, чтобы успех пришел незамедлительно. Что бывшие игроки, что СМИ не понимали нашего плана. А, может быть, я им просто плохо объяснял. Не знаю».

Стив замолк на минуту, а потом добавил:

«В Уэльсе я все время был в расстроенных чувствах. На некоторых записях это хорошо видно. Я был молодым тренером, который вырос в атмосфере, где было очень мало неприятностей. Я не знал, как правильно справляться с негативом. Хотя на самом деле это просто – нужно держаться своих собственных стандартов, а не пытаться удовлетворить чьи-то ожидания.

Но первое время в Уэльсе меня реально заклинило. Я все время задавал себе один и тот же вопрос: «Когда же мы победим? Когда же это случится?» Я жаждал успеха больше всех. Ненавижу проигрывать. Но, как я уже однажды сказал, ты можешь победить только тогда, когда уже достаточно хорош для этого. А если ты недостаточно хорош, то думай, как можно это исправить.

Такая логика заставляла меня возвращаться на поле и усерднее работать над аспектами, которые делают команду успешной – это уровень навыков, хорошая физическая подготовка, знание игры и уверенность в собственных силах. Но, согласитесь, сложно сохранять уверенность в себе, если все время проигрываешь. Приходится как-то ее компенсировать, а это удивительно сложно».

Стив Хансен на разогреве перед первой игрой в качестве главного тренера Уэльса. Франция, февраль 2002 года

Хансен признался, что во время работы с «Драконами» ему пришлось использовать довольно авторитарный подход:

«Я всегда сравниваю регбистов со своими детьми. Мне нравится расширять их права и возможности, но только, когда они к этому готовы. Если они незрелые, приходится использовать авторитарный подход. Ни культуры, ни дисциплины, которая бы поддерживала должную среду, в той сборной не было. Пришлось их создать. Хотя с годами мой характер стал более гибким.

В начале 2000-х я оказался в ситуации, когда очень многое нужно было поменять. Необходимо было поработать над физической формой парней и объяснить, что на первом месте должна стоять команда, а не личные успехи. И это все отнимает множество времени, особенно если начинать с низкого уровня.

Звезды, которым оставалось немного до пенсии, думали уже о ней, а не о возможной вершине своей карьеры. Почему? Потому что им разрешалось делать все, что они хотели. В конечном итоге личные желания начали превалировать над командными. Приходилось разговаривать и объяснять. Теперь эти парни понимают, что я имел в виду, но тогда мне пришлось с ними повоевать. Как тренер я должен заботиться о своих игроках. Иногда это означает принимать решения, с которыми они не согласны.

Вдобавок к тем испытаниям, которые выпали Хансену на поле, ему пришлось оказаться в центре политических баталий, ведь Валлийский регбийный союз захотел сократить количество профессиональных клубов.

«Это рано или поздно должно было произойти», – прокомментировал Стив.

«В Уэльсе было больше профессиональных регбистов, чем в Новой Зеландии. Но, если быть откровенным, хоть новозеландских регбистов и было меньше, они имели достаточный уровень для того, чтобы называться профи. Чего нельзя было в то время сказать о валлийцах. В Новой Зеландии было пять франшиз, а в Уэльсе – девять профессиональных клубов. Это почти в два раза больше. При этом у Валлийского регбийного союза была куча долгов, как, по правде, и у клубов.

Черт возьми, они платили много денег большому количеству народа вместо того, чтобы вкладывать в игру и в молодое поколение. На самом деле в те времена в Уэльсе хватало денег и профессионалов только на три клуба. Но я понимал, почему политически важно остаться с пятью. Каждый хотел иметь свое, а не скинуться и сделать то, что было бы лучше для всей страны. И в этом еще одно большое отличие Уэльса от Новой Зеландии.

В итоге одна из пяти валлийских франшиз в течении года обанкротилась, что, как вы понимаете, добавило ситуации негатива. Просто огромное количество усилий, времени и денег были потрачены впустую. Сумей мы этого избежать, было бы просто шикарно.

Национальному регби нельзя идти на поводу у клубов. Это верный способ топтаться на месте. Ведь никто бы из той пятерки не сказал: «Эти четыре клуба лучше нас, так что мы уходим со сцены». Нет, конечно. Все готовы были друг друга сожрать, так что клубам уровнем ниже нужно было дать какое-то новое направление».

Летом 2003 года WRU занялся региональной политикой. Она как раз совпала с самым непростым периодом работы Хансена в сборной, которую нешуточно лихорадило – десять проигрышей подряд, включая домашнее поражение от второй сборной Англии (9:43). А перед поездкой на Кубок мира главному тренеру чуть не указали на дверь.

Джо Уорсли кладет одну из пяти попыток Англии на стадионе «Миллениум». Август 2003-го

«Да, я был близок к этому», – подтвердил тренер.

«Перед последним разминочным матчем, с Шотландией, ко мне подошел Дэвид Моффетт. Он был тогда исполнительным директором Валлийского регбийного союза. Дэвид сказал, что если мы не обыграем Шотландию, то я могу собирать вещи. Никому из команды я об этом не сказал, поскольку создавать дополнительное давление былоне нужно .

Моффетту я сообщил, что свой план менять не буду, а также напомнил ему, почему попросил устроить эти товарищеские матчи. Надо было как-то заставить игроков тренироваться усерднее, ведь физическая подготовка была ни к черту. В играх, как таковых, мы тогда не нуждались.

Но Союз заявил разогревочные матчи как полноценные тесты, в которых, к тому же, Уэльс просто вынесла вторая сборная Англии. Если бы мы действительно играли тесты, то не тренировались бы так напряженно всю неделю. К выходным парни были настолько уставшими, что могли разве что погулять в парке. Пришлось пройти сквозь унижения как со стороны СМИ, так и болельщиков. Просто потому что это была Англия.

И вот накануне последнего матча Дэвид пришел ко мне с известием. Он даже не смог его произнести. Я сказал это за него, а также добавил: «Хорошо. Начинайте думать, кем вы меня замените. А пока я останусь здесь и буду делать все возможное».

И хотя матч на «Миллениуме» очень много значил лично для Хансена, он остался верен своему плану и не вызвал многих опытных форвардов, вместо этого дав им немного отдохнуть.

«Да, так и было. Потому что в долгосрочной перспективе это усиление не принесло бы нам пользы», – объяснил тренер.

«Мне наоборот нужно было, чтобы лучшие парни играли как можно меньше. К тому же они набирали форму, как сумасшедшие и были измождены. Каждый день был на счету, если мы хотели хорошо выступить на Кубке мира».

В итоге матч с Шотландией закончился победой Уэльса – 23:9. Майкл Оуэн положил попытку, а остальные очки набрал Иестин Харрис ударами по воротам. Таким образом Хансен сохранил должность и смог повезти «Красных Драконов» на Кубок мира в Австралию. Это была замечательная кампания, поскольку валлийцы дали бой и Новой Зеландии, и будущему победителю – Англии.

Джонатан Томас в матче против Новой Зеландии. Кубок мира 2003, Сидней

«К тому моменту, как мы добрались до Австралии, мой план начал давать плоды – уровень навыков вырос, физические кондиции улучшились, парни стали лучше читать игру. Но не хватало уверенности в себе», – объяснил Хансен.

«За 15 минут до конца встречи с Новой Зеландией Уэльс был впереди (37:31). А потом соперник положил попытку, и парни психологически поплыли − не были готовы к такому повороту. Валлийцам не хватило уверенности в том, что они действительно могут выиграть. Но, учитывая с чего мы начинали, в этом не было ничего удивительного. 

Та же ситуация повторилась с Англией в четвертьфинале, хотя первый тайм снова завершился в нашу пользу. Думаю, что начни мы готовиться на год раньше, то победили бы «Роз». Но оба этих матча оказались определяющими в плане дальнейшей судьбы сборной. После поездки в Австралию веры в себя прибавилось.

В то сложное время я сам был больше валлийцем, чем новозеландцем. И я очень горжусь тем, чего удалось достичь в таких сложных условиях. Если бы я не прошел этот путь с «Драконами», то не смог бы добиться того, чего добился с «Олл Блэкс».

А сделать удалось многое. Например, выиграть два Кубка мира: в 2011-м как ассистент, а в 2015-м как главный тренер. Не говоря уже о многочисленных титулах Регби Чемпионшипа.

Сейчас Стиву Хансену 60 лет. В прошлом году он получил рыцарский титул. После золотых лет в «Олл Блэкс» он покинул пост главного тренера и стал директором по регби японского клуба «Тойота Верблитц». Прошло почти два десятилетия, но Хансен до сих пор дорожит воспоминаниями об Уэльсе:

«Это был адский вызов, который подарил мне невероятный опыт. Я познакомился с замечательными людьми и таким регбистами, что нельзя было желать лучших. А также завел дружбу, которая длится до сих пор. Помогая прогрессировать другим, я развивался сам. Полученные навыки не только очень мне пригодились, но и остались со мной на всю жизнь. Делал ли я в те годы все правильно? Конечно, нет.

Но и мне, и валлийцам удалось прыгнуть выше головы, потому что у нас была правильная мотивация. Каждому хотелось сделать сборную сильнее. На это ушло много тяжелого труда, но в конце концов мы не только добились своих целей, но и расставили многие вещи по своим местам».

 

Перевела и адаптировала Анны Желязковой